Материалы по религии » Христианство в Удмуртии » Изменение социальной направленности старообрядчества и его дальнейшее распространение в крае

Изменение социальной направленности старообрядчества и его дальнейшее распространение в крае

Поражение в войне, которую вели крестьяне под руководством Е. И. Пугачева с дворянским государством, оказало существенное влияние на содержание старообрядческого движения. Оно вызвало настроение отчаяния и безысходности среди его сторонников, что повело в усилению их религиозности. И хотя они по-прежнему проклинали окружающую действительность и официальную церковь, но теперь уже не надеялись установить справедливые порядки собственными силами, а полагались в этом деле лишь на бога. Это повело к утрате старообрядчеством своего значения как формы народного протеста под религиозным флагом против усиления крепостнической политики правительства. С течением времени оно все больше становилось чисто религиозным явлением. Но в таком качестве «старая вера» получила новый простор для своего распространения в крае, ибо потребность в религиозном утешении у крестьян после поражения в открытой борьбе с дворянским государством усилилась, а утешаться в официальном православии они не желали.

Изменению содержания старообрядческого движения на территории Вятской губернии способствовали и другие причины. Дело в том, что в конце XVIII и начале XIX века здесь достаточно активно стал развиваться процесс расслоения крестьян. Богатые из них начинают заводить лавки в городах губернии, торговать на ярмарках и т.п. По данным 4-й ревизии 1782 года, в городах губернии насчитывалось 578 купцов, из которых 150 являлись выходцами из крестьянской среды. Причем более всего таких купцов оказалось на территории тех уездов губернии, из которых сложилась территория современной Удмуртии. Кроме того, из крестьянской среды в конце XVIII и начале XIX века начали выделяться лесопромышленники, которые вели дело с достаточным размахом: в здешних лесах трудилось в то время до 20 тысяч человек. Вышедшие из крестьянской среды купцы и лесопромышленники оказались в своем большинстве сторонниками «старой веры». Их постоянные разъезды с деловыми целями позволяли им заниматься пропагандой своего вероучения и критиковать православие в различных местах Вятской губернии. Они же занимались торговлей старообрядческими книгами и иконами. Подобная деятельность способствовала распространению «старой веры» по всему краю.


Интересные материалы:

Творение мира
Мифы и мифопоэтические тексты производят разные модели творения мира. В мифологиях разных народов широко распространен мотив его порождения необыкновенным образом: из частей тела творца бога и человека. При этом иногда сам творец или гибн ...

Модернизм. Государство Израиль
В новейшее время – с начала XIX в. – стали делаться и сейчас делаются попытки модернизировать еврейскую религию, смягчить ее очевидное несоответствие современному социально-экономическому строю и культуре. Многие «просвещенные» защитники ...