Материалы по религии » Христианство в Удмуртии » Вятское старообрядчество и революция

Вятское старообрядчество и революция

К Октябрьской революции среди вятских старообрядцев отношение было различным. Их верхушка независимо от наименования толка или согласия проявила к Великому Октябрю откровенную враждебность. Возьмем для примера позицию, которую заняла верхушка Австрийского согласия. В начале 1919 года состоялся съезд старообрядческого духовенства Пермской губернии, который принял воззвание к Колчаку. В нем было сказано: «Да поможет Вам всевышний на избранном Вами тернистом пути донести взятое бремя до сердца России – Москвы и очистить святыню русскую от коммунистической мерзости». В этих словах контрреволюционная позиция буржуазных элементов в Австрийском согласии выражена четко и в каких-либо комментариях не нуждается.

Подобным же образом на Октябрь реагировала верхушка в беспоповских толках вятского старообрядчества. К примеру, руководители бегунского толка, который в начале XX века окончательно стал после некоторой внутренней борьбы выразителем интересов кулачества, активно поддержали контрреволюцию в Удмуртии. Так, в Фокинском районе Сарапульского округа, где главой бегунов являлся владелец водяной мельницы и местный богач Красильников, вокруг странноприимцев стали сплачиваться контрреволюционные элементы, руководившие восстанием против Советской власти в годы гражданской войны.

Иначе отнеслись к революции рядовые старообрядцы. Хотя некоторая часть из них стремилась уклониться от участия в гражданской войне, укрываясь в глухих лесах, большинство их, руководствуясь своим классовым инстинктом, активно поддержало Советскую власть. Например, старообрядцы Австрийского согласия, проживавшие в селе Балаки близ Камбарки, содействовали укреплению власти Советов в родном краю. Вот что сообщалось о них в политической сводке от 10 декабря 1919 года из штаба одной из действующих в этом районе красноармейских частей: «Деревни Балаки…(на) карте нет. Население – старообрядцы. (Для) революционного движения балакинцы дали добровольно молодежь (в) красные ряды. Народ богомольный просит преподавать (в) школах закон божий и о социализме».

Приведенные факты свидетельствуют о том, что Великий Октябрь и последующие события в стране оказали огромное влияние на старообрядческое население Удмуртии. Революция и гражданская война всколыхнули староверов почти на всей территории нашей республики Большинство взялось за оружие. Часть их под влиянием старообрядческой верхушки поддержала армию Колчака, остальные – Красную Армию и Советскую власть.


Интересные материалы:

Брак в Исламе. Лингвистическое и юридическое значение слова "брак".
С точки зрения лингвистической брак (по-арабски ан-никах) имеет два значения: бракосочетание и совокупление с женщиной. Сказал Абу Али Аль-Кали: Используя данное слово, арабы вкладывают в него различный смысл. Так, если говорят: Никаха фу ...

Богословский анализ.
1. Определение богословского контекста автора. Только относительно недавно (XIX-XX в.) в герменевтике стали обращать внимание на то, что каждый автор Библии писал не только в определенном историко-культурном контексте, но и в определенно ...