Материалы по религии » Христианство в Удмуртии » Вятское старообрядчество и революция

Вятское старообрядчество и революция

К Октябрьской революции среди вятских старообрядцев отношение было различным. Их верхушка независимо от наименования толка или согласия проявила к Великому Октябрю откровенную враждебность. Возьмем для примера позицию, которую заняла верхушка Австрийского согласия. В начале 1919 года состоялся съезд старообрядческого духовенства Пермской губернии, который принял воззвание к Колчаку. В нем было сказано: «Да поможет Вам всевышний на избранном Вами тернистом пути донести взятое бремя до сердца России – Москвы и очистить святыню русскую от коммунистической мерзости». В этих словах контрреволюционная позиция буржуазных элементов в Австрийском согласии выражена четко и в каких-либо комментариях не нуждается.

Подобным же образом на Октябрь реагировала верхушка в беспоповских толках вятского старообрядчества. К примеру, руководители бегунского толка, который в начале XX века окончательно стал после некоторой внутренней борьбы выразителем интересов кулачества, активно поддержали контрреволюцию в Удмуртии. Так, в Фокинском районе Сарапульского округа, где главой бегунов являлся владелец водяной мельницы и местный богач Красильников, вокруг странноприимцев стали сплачиваться контрреволюционные элементы, руководившие восстанием против Советской власти в годы гражданской войны.

Иначе отнеслись к революции рядовые старообрядцы. Хотя некоторая часть из них стремилась уклониться от участия в гражданской войне, укрываясь в глухих лесах, большинство их, руководствуясь своим классовым инстинктом, активно поддержало Советскую власть. Например, старообрядцы Австрийского согласия, проживавшие в селе Балаки близ Камбарки, содействовали укреплению власти Советов в родном краю. Вот что сообщалось о них в политической сводке от 10 декабря 1919 года из штаба одной из действующих в этом районе красноармейских частей: «Деревни Балаки…(на) карте нет. Население – старообрядцы. (Для) революционного движения балакинцы дали добровольно молодежь (в) красные ряды. Народ богомольный просит преподавать (в) школах закон божий и о социализме».

Приведенные факты свидетельствуют о том, что Великий Октябрь и последующие события в стране оказали огромное влияние на старообрядческое население Удмуртии. Революция и гражданская война всколыхнули староверов почти на всей территории нашей республики Большинство взялось за оружие. Часть их под влиянием старообрядческой верхушки поддержала армию Колчака, остальные – Красную Армию и Советскую власть.


Интересные материалы:

История оккультизма
1847 год - год рождения современного спиритизма. В 1875 году Елена Блаватская создает Теософское общество. В 1913 году из него образуется и выходит Антропософское общество. После 1918 года возрождение и быстрое распространение почти исчез ...

Ньингма
Ньингма - самая старая из четырёх школ Тибетского буддизма. Эту школу еще называют школой красношапочников, так как цвет их головного убора всегда красный, что отличает их от приверженцев других школ. Свое начало школа ведет от Падмасамб ...