Введение

Византия в VII – XII веках переживала разнообразные процессы, среди которых были и периоды расцвета – государственного, экономического, культурного – и периоды упадка. Важно отметить, что сфера религиозного искусства, в том числе – храмового зодчества, тесно соприкасалась с общей жизнью государства, отражала особенности эволюции последнего в своём развитии. Прослеживая развитие религиозного искусства и жизни духовенства, можно осветить значительную сторону жизни византийского общества, эволюцию его духовных потребностей и ориентиров.

Целью данной работы является изучение византийского храма VII – XII веков как целостного культурного феномена. Для достижения этой цели предполагается выполнить несколько задач:

- осветить особенности храмового зодчества и экстерьера византийских культовых сооружений в исследуемый период;

- выяснить специфику и символизм интерьера храмов, внутреннего убранства и одеяний священнослужителей как противопоставления религиозного светскому;

- проанализировать взаимосвязь архитектуры и богослужебного ритуала, зависимость планировки храмового сооружения от нужд прихожан.

Объект исследования – византийская храмовая архитектура VII – XII столетий. Предметом выступает специфика построения храмов данного периода, храм как целостный комплекс. Структура работы позволяет исследовать предмет согласно поставленным задачам и основной цели. Первый раздел включает исследование храмового зодчества и экстерьера, второй направлен на изучение особенностей интерьера, внутреннего убранства и литургической одежды, а третий посвящён изучению взаимосвязи храмовой архитектуры и литургического ритуала.


Интересные материалы:

Содействие раскола западному влиянию.
Церковная буря, поднятая Никоном, далеко не захватила всего русского церковного общества. Раскол начался среди русского духовенства, и борьба в первое время шла собственно между русской правящей иерархией и той частью церковного общества, ...

Слова об Илии
В Мк.9,12 Иисус говорит, что и его ждет участь Крестителя. Этот вывод согласуется с другими высказывания­ми Иисуса о Крестителе. Иисус видел в нем пророка Божьего, даже больше чем пророка (Мф.11,9 пар. Лк.7,26), и рассматривал себя самого ...