Выводы

Византийский храм VII – XII столетий действительно является целостным сооружением, в котором и структурно, и символически переплетаются экстерьер и интерьер, внутреннее убранство и одежда священнослужителей, планировка и литургическое действие. В Византии складываются несколько архитектурных школ, и появляются новые типы храмовых сооружений – прежде всего происходит переход от базиликальной формы через базилику с куполом к крестовокупольному храму. Кроме того, появляются региональные особенности построения храмов, что обусловливалось влиянием восточных архитектурных тенденций и разным наполнением литургического действия в столичных и провинциальных храмах.

Соотношение экстерьера и интерьера византийского храма было призвано отразить соотношение внешнего облика и внутреннего мира христианина. В связи с этим большая часть украшений, изобразительных произведений находилась внутри, и основное литургическое действие проходило также внутри храма, хотя на этом этапе уже нет столь строгого контроля за присутствующими на литургии, как это было в период ранней церкви. Одежда священнослужителей была консервативно ориентированной и становилась всё более несхожей с одеждой мирян, отдалявшейся от римского образца. С другой стороны, одежда священников становилась всё более символичной, и также была призвана подчеркнуть чистоту и благочестие христианина.

Архитектура храмового комплекса связана с проводившимися в нём богослужениями, составляя единый феномен византийского храма. Для столичных торжественных литургий использовались несколько иные принципы построения храма, нежели для провинциальных, не часто собиравших большое обилие прихожан и не рассчитанных на пышное и торжественное богослужение с участием множества человек, в том числе – высокопоставленных чиновников. Таким образом, феномен византийского храма не только является целостным, но и органично вписанным в жизнь византийского общества столицы и провинций.


Интересные материалы:

Известные мечети востока
К наиболее известным ранним памятникам мусульманской архитектуры относится мечеть Омейядов в Дамаске (705—715 гг.), перестроенная христианская базилика: в высоком зале просторно расставлены колонны с коринфскими капителями. В мечети Ибн-Т ...

Имена и титулы Иисуса в Новом Завете. «Имя» Иисуса
Выражения, включающие в себя «имя» Иисуса, часто встречаются в Новом Завете и имеют очень большое значение, потому что их употребление параллельно употреблению имени Бога в Ветхом Завете. Первые христиане без затруднений подставляли имя ...