Материалы по религии » Сравнительный анализ языческих верований » Женские божества плодордия Лада и Леля (Лель)

Женские божества плодордия Лада и Леля (Лель)
Страница 1

Лада

Лада – «славная богиня киевская, подобающая во всем Венере», – так отозвался о ней М. Попов. Лада – это киевская Красопани, богиня любви и красоты. Новобрачные приносили ей жертвы, чтобы она охраняла их супружеское счастье. Еще одним ее сыном был Дид, по мнению М. Попова, уравновешивавший деятельность своих братьев тем, что вызывал отвращение к любви. По другим данным, он, наоборот; был хранителем любовного огня, зажигаемого Лелем. Праздник Лады и Дида ежегодно отмечался в четверг перед троицыным днем. Девушки собирались на берегу реки или моря и бросали в воду молодую березовую ветвь, завязанную лентами в кольцо, чтобы по поведению лент определить свою будущую судьбу в роли хозяйки дома. Вероятно, эпитетом Дида был таинственный «Бог супружества» – брака по любви, помолвки и брачного обета. Известны два его изображения: одно – в виде мальчика с пристроившейся у него на голове парой голубков, другое – почти такое же, только без голубей, но зато с кольцом в левой руке, символизирующим неограниченную власть главы семьи. Таких истуканчиков молодые ставили в своем жилище, и они информировали их о будущем счастье и количестве детей.

Возможно, как супругу Дида (судя по имени) поляки почитали Дидилию – богиню брака, деторождения и, в обмен на обеты, исцелительницу от бесплодия. Марцанна или Дидилия как раз могли бы составить пару Ладе в роли рожапиц.

Имя индоевропейской богини Лады известно, по крайней мере с XII века до н. э., когда дорийцы завоевали Грецию: на их языке оно означало - госпожа. В разно­временных греческих мифах Лада фигурирует то как Лето (римская Латона), жена Зевса, то как Леда, его любовница. Но в обоих случаях она рождает близнецов под стать Лелю и Полелю: либо Аполлона и Артемиду, либо Кастора и Полидевка. Латоне приносили в жертву овец и лошадей, она была покровительницей этих животных. А ее не менее распространенный вариант имени – Рато – сближает ее с земледельцами-ратарями. В честь Лады закалывали белого петуха, а ее имя равнозначно слову «лебедица». Леда тоже родила Диоскуров от Зевса, принявшего обличье лебедя. С лебедями связана и Красопани – это были ее «ездовые животные». Несомненно, Лада занимала заметное место в окружении Свантевита, особенно с тех пор, как ее культ слился с культом Дида и появилось новое божество плодородия – Дид-Ладо, или просто Ладо. С этого же времени словом «дид» руссы стали называть мужа, супруга.

Лель и Леля

Лель и Полель были сыновьями Лады.Лель или Леля - «нежный божок воспаления любовью», по определению М. Попова, известен поистине с незапамятных времен у многих народов, как и его неизменный спутник Полель – бог желания и страстной любви. Оба они, бесспорно, индоарийского происхождения. Греки называли их Амуром и Эротом, но подлинные их имена восходят к шумерийскому lil (дух, тень, дыхание). Месопотамский бог полей носил имя Лиль, хеттский бог Подземного мира – Лельвани.

Вавилоняне и ассирийцы изобрели даже диалектическую пару с такими именами – родоначальника демонов и оборотней, злого инкубаЛилу и столь же злую демоницу-суккубу Лилит. У ранних христиан Лилит считалась первой женой Адама до сотворения Евы. Судя по всему, ее постигла судьба латышской Лауме – бывшей богини родов и земли, жены Перкунса, щеголявшей в поясе из радуги и с веткой омелы в руке. После измены мужу она была низвергнута на землю и стала сначала черной феей, подменяющей детей и портящей пряжу, а потом – ведьмой-душительницей, насылающей ночные кошмары. «Светлая» же ее функция перешла к Лайме по созвучию имен. Вряд ли нужно доказывать, что все они имели самое непосредственное отношение к плодородию. Бога, подобного славянскому Лелю, знали и франки, он тоже заботился о плодородии, и тоже не о людском, а о природном. И облик его напоминал славянского бога: в своей священной роще близ Швейнфурта он был изображен курчавым юношей, одной рукой вытягивавшим изо рта собственный язык, а в другой державшим кубок – вместо рога изобилия. Его называли Лоллом или Луллом.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Словосочетания с [A]eL.
Устой­чивым сочетанием является [A]eL eLeYoN (в Септуагинте tou/ qeou/ tou/ u`yi,stou в Синодальном переводе «Бог Всевышний»), происходящее от корня со значением «поднимать», «воз­вышать», так что [A]eL eLeYoN можно пони­мать как «выс ...

Слова об Илии
В Мк.9,12 Иисус говорит, что и его ждет участь Крестителя. Этот вывод согласуется с другими высказывания­ми Иисуса о Крестителе. Иисус видел в нем пророка Божьего, даже больше чем пророка (Мф.11,9 пар. Лк.7,26), и рассматривал себя самого ...