Наследие викингов
Страница 1

Скандинавские народы заявили о себе на европейской арене в период между 800 и 1050 годами. Их неожиданные боевые рейды сеяли страх в благополучных странах, которые, в общем-то, были привычны к войнам. Контакты между северными странами и остальной Европой уходят корнями в далекое прошлое, что доказывают археологические раскопки. Торговля и культурный обмен начались много тысячелетий до нашей эры. Тем не менее, Скандинавия оставалась отдаленным уголком Европы, не имевшим большого политического и экономического значения. Северная Европа и в дальнейшем продолжала отличаться от передовых стран средневековья и несколько отставать от них в своём развитии, но тем не менее отныне, это развитие было частью общеевропейской эволюции.

Общеизвестно, что в представлении общества образ викинга, сугубо негативен. Но возник он, по воле современников викингов, священнослужителей-хронистов, которые были переполнены страхом из-за частых набегов «северных воинов». Но не следует забывать, что викингам не чужда была и созидательная деятельность. Из их рядов вышли короли, участвовавшие в большой политике, строители мостов и крепостей, а также купцы, которые вели торговлю далеко за пределами Родины, на огромных пространствах от Северной Норвегии до Хедебю, торгового центра на южной оконечности Дании, от Руси до торгового города Бирки близ Стокгольма, от Исландии до Ирландии, где при активном участии викингов возникли самые крупные города. Среди викингов были первопроходцы, заселявшие пустынные территории Северной Атлантики, Фарерские острова, Исландию и Гренландию. Известно, что викинги были первыми европейцами, достигшими берегов Америки около 1000 года. В некоторых местах викинги оседали на завоёванных территориях, возделывали землю, налаживали контакты с местными жителями. Так было, например, в Англии и в Дублине, где викинги основали торговые колонии.

Эпоха викингов, хотя и не определяла полностью исторические судьбы Европы, внесла всё же заметный вклад в жизнь различных регионов мира, в том числе и самой Скандинавии.

Мифы разных народов (не только европейских) часто схожи; это неудивительно, если вспомнить, что народы эти вышли из одной колыбели, наблюдали из одинаковых пещер одни и те же картины, широко общались между собой и пребывали на близких уровнях развития. Говорить о единой мифологической системе палеолита было бы, вероятно, опрометчиво, но то, что разноязычные мифы подчас дополняют и уточняют друг друга, – бесспорно. Таким путём можно даже попытаться воссоздать некую общую картину мира первобытного человека, не слишком погрешив против истины.

Наиболее полную память о «начале мира» сохранил германо-скандинавский эпос – быть может, потому, что зима для этих народов не прекращалась никогда, она лишь перестала быть вечной. «За многие века до создания Земли уже был сделан Нифльхейм (мир мрака)», – повествует «Младшая Эдда». Ядовитая вода рек превратилась в лед и иней, а южнее царили дожди и ветры. Черная и сумрачная Ночь, дочь великана, и ее муж Нагльфари повелевали планетой. Имя «Нагльфари» носил и самый большой в мире корабль, сделанный из ногтей мертвецов и неустанно перевозивший их в загробный мир – Нифльхель. Правил кораблем мрачный великан Хрюм. Ледяное дыхание жестоко­сердного и злобного Виндлони (или Виндсваля) наполняло парус этого плавучего гроба, а сын (или дочь) Виндлони – Зима –заботился о том, чтобы никогда не иссяк груз «Нагльфари». Сколько же надо было пережить, чтобы создать такую картину! И не только создать, а пронести сквозь тысячелетия, пока ее не зафиксировали летописцы. Подобную погребальную ладью – «Навь» – знали и славяне, каждый последний четверг великого поста поминавшие своих умерших.

Владычицей преисподней у скандинавов считалась великанша Хель, в будущем – сестра Мирового Волка Фенрира и Мирового Змея – Ермунганда. Возможно, эта Хель - то же, что злющая славянская богиня Хела, по­читавшаяся в виде тощей женщины великаньего роста, раздирающей пасть льву. Венды полагали, что эта дама способна уберечь от дурных советов. Ее имя, по-видимому, произошло от хаттского kel – госпожа. Возможными родственницами Хелы выглядят «травяная» Зела, или Желя, тоже связанные с погребальными обрядами и персонифицировавшее скорбь по умершим (отсюда слово «жалеть»).

У богемцев и большинства других славянских племен вместо Зелы или наряду с ней почиталась богиня смерти Марона, Морена или Морана, подобно скандинавским валькириям напевавшая скорбные, но вместе с тем нежные и мужественные мелодии тренодий – погребальных песен – у изголовья усопшего. Душа покойника при этом воплощалась в птицу Дио, одиноко сидевшую на ближайшем дереве и внимательно слушавшую собственный реквием. Иногда в этой птице видели саму Морану, если птица была певчей. В виде птицы с человеческой головой, напоминающей Феникса, мыслили душу и древние египтяне. Возможно, так же изображалась и Морана. Эта богиня, олицетворявшая собою зиму и смерть, всегда вызывала ассоциации с чем-то недобрым. Мора – это ведьма в старославянском, домовой в сербском, кошмар в польском; мара – домовой в древнескандинавском, то же, что в нижненемецком мар; морас – по-чешски – угрюмый. Но мара – это еще и смерть– по-санскритски (божество смерти носило имя Мритью), а мар означало у скифов – убивать. С Мореной связан славянский бог смерти Маровит. Он изображался с львиной головой (не ему ли раздирала пасть Хела?), короткими когтистыми лапами и телом, наполовину покрытым чешуей, наполовину перьями. Быть может, Маровит и Морана – это мужская и женская пара божеств, символы перехода в загробный мир, сохранившие свое значение в русских словах «мор», «смерть», «мертвый» и в названии «месяца смерти зимы» – марта. С этим месяцем связаны греческий Арес и римский Марс - боги войны и смерти. Славянским Марсом был и Маровит. Морана дала имя Моравии и положила начало мно­гим народным обрядам и праздникам, сохранившимся до нашего времени. Былинники воплотили эту тему как борьбу Добребога, или Добры (так они переосмыслили имя Добрыни); с колдуньей Мариной (Мораной). Ранней весной в городах и селениях изготавливали ее соломенные чучела – мары – и бросали их в реку или сжигали с шуточными проклятиями. Это, несомненно, воспоминание о прежних человеческих жертвах.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Юридическая школа догмата об искуплении. Учение Ансельма Кентерберийского
Западного схоласта Ансельма Кентерберийского (1033-1109) можно назвать отцом юридической школы или теории, об искуплении. Нельзя сказать, что он создал свою теорию на пустом месте, ибо попытки истолковывать тайну Искупления в юридических ...

Возникновение и распространение сектантства на Курской губернии
Возникновение сект на курской земле (в то время Белгородская губерния и Белгородско-Обоянская епархия РПЦ) относится к середине XVIII века. Одним из первых дошедших до нас документов, свидетельствующих о наличии сект и раскола в Белгородс ...