Жизнь после потопа

В ковчеге спасался индийский Ману, сопровождаемый семью мудрецами: его влек по морю Индра в облике огромной рыбы. Но это, пожалуй, единственный пример, когда на роль первопредка выдвинут человек. Сравнительный анализ аналогичных мифов других народов наводит на мысль об утере какого-то звена в индийских сказаниях. У ирландцев жизнь людям дал лосось Кетилль, а у скандинавов – Эмбла (Ольха) и Аск (Ясень). Возможно, это осколки одного и того же мифа, тогда в нем может фигурировать еще и Ху – один из высших богов британской Кельтики, известный из нескольких надписей доримского времени. Именно Ху прекратил потоп, возникнув из расступившихся хлябей в виде огромного чудовища и разогнав собою воду (так британцы объясняли причину высоких приливов и отливов). После этого Ху обернулся горбатым быком и научил людей земледелию и разным ремеслам. У большинства других народов жизнь после этого потопа – акт божественного Творения, связанный, как правило, с землей и водой. Из грязи, оставленной схлынувшими водами, лепит первых людей Прометей. Иранцы производят себя от Гайамарта, вылепленного из земли, и блудницы Джех,а вавилоняне произошли из глины, замешенной на крови убитого Мирового Змея. По-видимому, в это же время утверждаются в мифах и божественные птицы - прежде всего орел и ворон. Орел Индры, Зевса и Одина, голубь Ноя, сова Афины, вороны Одина (известны их имена – Мунин и Хугин), иранская волшебная птица Симург (арабская Анка), ближневосточная – Феникс (Красная), индийская и исламская Рухх (по-арабски – «дух»), славянские Могуль, Жар-птица (тот же Феникс), Алконост, Гамаюн, Сирии и птица Мораны. Многие из них изображались с человеческой головой на птичьем туловище, или наоборот. Неважно, что в разных странах и мифологических системах они появятся в разное время. И что славянская Сирин – это не что иное, как сова Афины, утвердившаяся к северу от Греции под этим именем. К началу 8-го тысячелетия до н. э. человечество стояло на пороге великих открытий.


Интересные материалы:

Определение общего исторического и культурного контекста.
а) Личность автора в историческом и культурном контексте. Применяя информацию полученную при рассмотрении сути истории и культуры, можно отметить тот факт, что текст трудно, а иногда и невозможно понять без знания того, кем был его автор ...

Славяне
Описание славянских богов нам дают труды средневековых латинских хронистов и древнерусские рукописи. Более подробно мы остановимся на божествах западных славян, поскольку именно славяне западные не только наиболее сильно были подвержены к ...