Русалки, нимфы и наяды
Страница 1

Связь между этим миром и потусторонним осуществляется главным образом через озера и пруды. Тот, кто отваживается броситься в них, тем самым переправляется в иной мир . В этих глубинах живут и боги, а не только властитель мертвых . В это верят многие племена Гиндукуша. По мнению кафиров, «небо не расположено над землей, а постепенно на­чинается там, где заканчивается горная долина, в зоне чистых горных вершин и снегов. Озеро, лежащее под самыми альпийскими лугами, считается родиной богов. Здесь растет также то могучее дерево, которое является символом людей и богов. Река соединяет небо со средней зоной, где живут кафиры, и с царством мертвых близ выхода из долины». Точно такие же поверья и точно такие же озера существовали, если можно так сказать, «на другом конце географии». Жителей Рюгена и сегодня еще охватывает невольный суеверный трепет, когда они в центре дремучего леса Бухенвальд приближаются к священному озеру своих предков – Студенц, в чьих водах еще во времена Тацита омывалась повозка богини Нерт после того, как она, укрытая покрывалами, от нескромных взоров, проезжала через этот остров. Влачившие ее корову и сопровождавшие этот кортеж рабы немедленно утап­ливались в Студенце: то была жертва богине. И никто не смел забросить снасти в воды озера, буквально кишевшие рыбой. Германцы называли эту богиню Гертой, скандинавы – Ёрд, те и другие – Холле, Хольдой или Хулле (Благосклонной).

Писатель, профессор Дерптского университета А.С. Кайсаров, подытоживая изыскания XVIII века по части мифологии (в том числе и изыскания Ломоносова), присоединяется к мнению своих предшественников, что «русские нимфы, или наяды», которые почти никогда не причиняют людям зла, а русалки – сплошь и рядом. Наяды внешне ничем не отличаются от обычных женщин, отчего частенько во­влекаются в греховные шалости с богами. Русалки же имеют несчастье быть обладательницами рыбьего хвоста вместо ног, тщательно ими скрываемого. Наконец, наяды принадлежали исключительно к слабому полу, подобно тому, как черные эльфы – к сильному, тогда как русалки . Было время, когда русалки подразделялись на женщин и мужчин, лишь потом они утратили свою вторую ипостась – примерно в начале прошлого века или чуть раньше.

А совсем в глубокой древности водные духи были мужчинами, причем вполне безобидными – как наяды. В Богемии и Моравии такой «русал» носил имя Водник. Этот пожилой длиннобородый Мужичок с зелеными зубами и зелеными волосами из тины, выбивающимися из-под зеленой шляпы, обитает в реках и морях и весьма опасен для, купающихся девушек, хотя от него можно отделать­ся принесением в жертву черных животных. Его шведский аналог Стрёмкарл (Речник) – изумительный музыкант, способный запустить в пляс все подводное царство, как и Садко в чертогах Морского (а на самом деле озерного) царя. За определенную плату – черного ягненка или белого козленка – он может обучить своему искусству любого желающего. Норвежцы поклоняются духу водопада и называют его соответственно: Фоссегрим. Венды, особенно в Лаузице (славянской Лужице), почитали женского водяного духа (как правило, стирающего в реке свою рубашку), но, вопреки всякой логике, называли его традиционно – Водяной. В различных частях Европы к югу от балтийского побережья обитали никсы – мужчины и женщины.

Никсы-русалки мало напоминают никсов-водяных, разве что цветом своих необыкновенно длинных и густых волос, .которые они часами могут расчесывать золотым гребнем, раскачиваясь при этом на деревьях, сидя на морских волнах или прибрежных скалах в зыбком сиянии утренних лучей, либо нежась на солнечном лужке близ воды, перебрасываясь веселыми шутками или что-то напевая. На Руси их называли шутовками и берегинями, в Шотландии – кельпи, во Франции – морганами, кравшими играющих у воды детей, в Бретани – ночными прачками, явно родственными вендскому Водяному. Южные славяне звали их вилами. Это были прекрасные вещие крылатые девы с благоухающими венками на распущенных волосах, обитавшие в колодцах.

Их считали подательницами плодотворящих дождей и охранительницами посевов.

Случается, что русалки приходят, к людям сами, тогда они наряжаются в одежды, принятые в данной местности, и их присутствие может выдать только какая-нибудь малозаметная деталь, например, влажный кончик фартука. Кельты предпочитают видеть их лунной летней или промозглой осенней ночью – в просторных и невесомых белых одеждах, и с маленькой островерхой щапочкой-невидимкой на голове. Потеря этой шапочки чревата для никсы тем же, что и для эльфа: она не может вернуться домой, пока не обретет ее вновь. Лунное сияние моря или пенные барашки в волнах – это, по мне­нию кельтов, белорунные стада овец, которых пасут русалки. То, что русалки как-то связывались с луной, доказательств не требует. Еще чаще никсы, (и мужчины и женщины) бродят у воды в облике благородного белого коня, готового послужить любому повстречавшему его человеку.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Передаваемые атрибуты Бога
Когда мы говорим о передаваемых атрибутах Бога, то подразумеваем, те качества и свойства природы Бога, которые Бог передает Своему творению, которыми Бог наделяет Свое творение или хочет передать и наделить. К ним относятся: Интеллектуал ...

Святовит
Славяне балтийские, по словам средневекового латинского хрониста Гельмольда, признавали, «что есть на небесах единый бог, властвующий над прочими». Он заботился, по словам того же автора, только о небесном, прочие же боги исполняли возлож ...