Детерминативы бог, гаст и вит

Высшее своё существо славяне обозначали словом «бог». Пришло ли оно к ним непосредственно с индоевропейской прародины ( bhaga по-санскритски – благо, податель благ) или значительно позднее его занесли скифы (древнеиранское baga с тем же значением) – неясно. Но самый вероятный претендент на роль первоисточника – верховный громовержец ариев – Богай.

В последствии слово «бог» вошло конечным слогом в именах многих славянских богов, наряду с ещё одним – «гаст». Германцы из племени маркоманнов называли Харигастом (Господином воинов) Водана, - этот эпитет прочитан на шлеме, найденном в Нергау. Встреча.тся у них и такие имена, как Альпигаст (Господин гор) и Салигаст (возможно, Господин ивы). У антов – возможных предков славян – также засвидетельствованы имена Ардагаст, Доброгаст, Келагаст. Их носили цари и вельможи, ведущие свой род от богов.

По-видимому, конечный слог в именах других небожителей – вит – тоже общеиндоевропейского характера. На санскрите viti означает свет, а vidja – это волшебное знание, наука чародейства, носитель же ее – видьядхар (ведун). На древнеанглийском witan – мудрый, знающий. Священные книги «Веды», как уже говорилось, означают «знание». В некоторых областях Гиндукуша по­хожим и явно родственным словом битан обозначают шамана, а словами вечи, вьячи, вутр – ведьму. Возможно, здесь есть этимологическая связь о другим индийским словом – видью (свет, молния). Древние европейцы, объединив понятия видьядхар и видью, получили новое – вит. В скандинавских странах оно стало прозвищем Одина. Слышится оно и в имени змея Граввитнира, ведь змея считается олицетворением мудрости. Похожее имя славянского карлика Мёдвитнир напоминает о том, что в его облике почитался отношение господин леса – медведь, ведающий медом, или что этот божок имел прямое к хмельным напиткам, так как чаще всего они приготавливались из меда, а слово «мед» произошло от санскритского mada – опьянение. В персидском известно слово «бут» – идол, кумир и производное от него – бутане, храм (между прочим, близко по звучанию и название материала, из которого воздвигались идолы и строились храмы: бат, камень). Персы называли бога Шиву – Бут, возможно слегка переиначив Вит. В «Слове о полку Игореве» отсюда, очевидно, пошло «время Бусово» – языческое время или, хотя и менее вероятно время владычества индов (либо норманнов).

Что же касается скандинавов, то у них понятием «вит» стал обозначаться белый цвет. В эддической «Песни о Вёлунде», например, упоминается некая Сванхвит (Лебяжьебелая).

Но и прежние значения не исчезли: видья превратилось в ведьму (в сагах родоначальник ведьм - Видольф, тезка литовских Витовтов и Витольдов) и в вёльву – так назывались скандинавские пророчицы, а после прихода патриархата – в волхва. Стоит вспомнить и прозвища Одина – Видур и Видрир…

Таким образом, все эти три детерминатива – бог, гаст и вит, прежде чем стать слогами в божественных именах, сами были именами богов, тезками финикийских Адона и Ваала, германского Друда и вавилонского Бела: все они-– «господа». Общеславянский Гасто слился с другим демоническим существом - Маровитом. Бог впоследствии был отождествлен с Триглавом. У славян Вит стал считаться богом справедливости и мести (право мести было у них очень почетным). Он оставил свое имя болгарской реке Вит, городам Витебску в России, Витербо в Италии, Виткуки в Албании, Виттену и Витлиху в Германии.


Интересные материалы:

Нетрадиционные религии
Нетрадиционные религии представляют собой типологическое социальное влияние, особая активность которого проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в переломные периоды истории, связанные с глубокими изменениями экономики и быт ...

Новая модель государственно-конфессиональных отношений
Религиозные процессы и отношения тесно соприкасаются с политической, правовой, экономической, этнокультурной сферами жизни. Поэтому современные страны мира, стремящиеся к построению гражданского общества, регулируют и контролируют религио ...