Порядок развода

Поскольку развод - это разрыв связей с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, из которых укажем на следующие:

1. Необходимость соблюдения периода

идда, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в интимные отношения, она не обязана соблюдать срок, в течение которого она не может вступать в новый брак.

2. Запретность жены для мужа

(т.е. запрет на вступление с нею в брак) в том случае, если он до этого давал ей развод трижды.

Имеется в виду следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока идда, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж; либо женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока; либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней или сразу развелся с ней трижды. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и разведется. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены.

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод, до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали. Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: “Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой”. “Как это?” - спросила жена. “Я дам тебе развод, - ответил муж, - а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока”. Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а Аллах Всевышний ниспослал аят, ограничивающий число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар.

Если инициатива развода исходит со стороны жены, то она должна вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

Однажды женщина пришла к пророку Мухаммаду (мир и благословение Аллаха ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа и на его обращение. Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир и благословение Аллаха ему) спросил ее: “Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?” И она сказала: “Да”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжении брака (Бухари)

.

В некоторых случаях мусульманка желала бы сохранить брак, но вынуждена требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: оставление мужем исполнения обязательных предписаний Ислама, жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры хул‘а и может добиться развода. Именно наличие таких прав у женщины приводило к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.


Интересные материалы:

Мориски
Трудно было ожидать, чтобы мавры, которых заставили принять крещение, не подозревались в том, что они, как и евреи, следовали своей старой вере. Усердным служителям инквизиции нужны были жертвы, и мориски (крещенные мавры) представляли д ...

Духовное порабощение
Когда народ порабощен духовно как раб божий и притом ему навязывают покаяние неизвестно за что, с таким народом можно делать что угодно: грабить, насиловать, морить голодом, убивать.… И народ будет вымирать и молчать. Что сейчас мы и имее ...