История ислама в России » Ислам в Поволжье и Сибири

Ислам в Поволжье и Сибири
Страница 2

К середине ХII в. на территории Евразии в результате татаро-монгольских завоеваний и последующего распада империи Чингисхана складывается новое государство - Улус джучи, названное впоследствии Золотой Ордой, где утвердилась династия потомков сына Чингисхана - хана джучи. Наряду с землями Волжско-Камской Булгарии Золотая Орда объединила обширный Степной Крым, Предкавказье, Нижнее Поволжье, Южный Урал, Западную Сибирь, Северный Казахстан, население которого составляли тюркоязычные кычаки (половцы). Запчасти XCMG

Этническая близость булгар и кычаков содействовала выходу ислама за пределы Среднего Поволжья и распространению его по всей территории Золотой Орды. Этому во многом способствовала веротерпимость монгольских правителей, покровительствовавших священнослужителям всех конфессий на завоеванных ими землях. Согласно “Великой Ясе” - устному своду законов, составленному при Чингисхане, - за оскорбление веры (в том числе непочтение к священнослужителю любой религии) полагалась смерть. Христианские, мусульманские, буддийские священнослужители находились под ханским покровительством и были освобождены от уплаты дани.

Внешнеполитические обстоятельства (борьба с иранскими Хулагидами в Закавказье) способствовали исламской ориентации золотоордынских правителей. Заключив союз с одним из наиболее могущественных мусульманских владык того времени султаном Египта Бейбарсом (правил в 1260-1277), брат первого хана Золотой Орды Бату, второй хан Берке (правил в 1225-1266) принимает ислам. Активное содействие этому оказал занимавший высокое положение при дворе Берке бухарский шейх ал-Базерхи. С этого времени берет начало исламизация Золотоордынского ханства. Правившие после Берке четыре хана вновь вернулись к шаманизму. Лишь при хане Узбеке (правил в 1312-1342) ислам окончательно становится государственной религией Золотой Орды.

В ХIУ в. крупными центрами (помимо Булгара) становятся золотоордынские города Нижнего Поволжья, Крыма, Причерноморья.

При ханах Узбеке и Джанибеке (правил в 1342-1357 гг.) в золотоордынских городах начинается строительство большого количества мечетей и медресе. При этом в г. Сарай-Берке работают мастера из Ургенча (Хорезм), а в г. Солхат - египетские строители, что свидетельствует о постоянных связях с мусульманским миром.

Сарай-Берке становится крупнейшим центром мусульманского Востока. Арабский историк ХУ в. Ибн Араб-Шах называет его “средоточием науки и рудником благодати”. Только одних соборных мечетей в городе насчитывалось свыше 30, а квартальных - во много раз больше (по свидетельству археологов, культурный слой Сарайского городища в несколько раз мощнее, чем в Булгаре). В медресе золотоордынской столицы преподают видные мусульманские ученые, прибавлявшие теперь к своему имени тахаллус (приставку) “Сараи”, например богослов Махмуд ибн Гали ибн Шейх ибн Омар ал-Булгари ас - Сараи (умер в 1360 г) 1.

Именно в золотоордынский период ислам становится одним из факторов формирования единого татарского этноса на базе тюркских (булгарских и кылчакских) и (в меньшей мере) монгольских элементов. Об этом свидетельствует широкое распространение в ХIУ в. по всей территории Золотой Орды мусульманских погребений с тюркскими надписями.

Несмотря на распространение ислама в Золотой Орде, вплоть до конца ХIУ в. конфессионального антагонизма между православием (и вообще христианством) и исламом не наблюдалось. В 1261 г. (при хане Берке) митрополитом Кириллом была учреждена Сарайская православная епископия, а в 1340 г. хан Узбек оказал значительную помощь русским князьям в войне против польского короля Казимира III (правил в 1333 - 1370), после чего тот был вынужден признать свободу православного богослужения на территории католической Польши. В обоих Сараях и в Булгаре существовали и армянские храмы (остатки последнего сохранились под археологическим названием "греческая палата").

Лишь после Куликовской битвы (1380 г) и последовавших за ней ожесточенных столкновений растущего Московского государства со слабеющей Золотой Ордой борьба двух этносоциальных единств за гегемонию на Восточно-Европейской равнине привела к утверждению конфессионально-культурной оппозиции “мусульман-татар” и “христиан - русских”. Это породило впоследствии идеологему “татарского ига” над православной Русью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Интересные материалы:

Миссии Ашоки в эллинистическом мире
Некоторые из эдиктов короля Ашоки описывают деятельность Ашоки по распространению буддизма в эллинистическом мире, который простирался от Индии до Греции. Из эдиктов видно, что Ашока хорошо разбирался в структуре и организации греческих с ...

Распространение буддизма в Азии
К востоку от Индии на территории Мьянмы индийская культура оказала сильное влияние на народ Мон. Мон, как утверждается, обратились в буддизм примерно в 200 до н. э. в результате миссии царя Ашоки, ещё до разделения буддизма на Махаяну и Х ...