История ислама в России » Ислам в Поволжье и Сибири

Ислам в Поволжье и Сибири
Страница 4

С 1452 г. Касимов стал столицей зависимого от Москвы Касимовского царства, в котором поселялись, получая поместные наделы, служилые татары-мусульмане со своей челядью. В 1467 г. в Касимове была построена Ханская мечеть (сохранился ее минарет - единственная мусульманская культовая постройка, возведенная до ХVIII в., дошедшая до нашего времени). В качестве автономной единицы Касимовское царство просуществовало лишь до конца ХVII в., однако и по сей день живущие на этой территории касимовские татары сохранили свою приверженность исламу.

В ХVII в., несмотря на объявленные ранее запреты, в России происходило строительство новых мечетей. Особенно много мечетей появилось в татарских селах Башкирии, что связано с массовым переселением сюда казанских татар во второй половине ХVI в., после разгрома Казанского ханства. Например, сохранилась деревянная мечеть в деревне Старо-Тушкырово Балталевского района, которая датируется концом ХVII в. В ХVII в. существовала мечеть и в Астрахани, упоминаемая в связи со взятием в 1670 г. города войском Степана Разина.

Вместе с тем московское правительство в ХVII - начале ХIII в. принимает ряд мер по ограничению прав служилых мусульман: в 1628 г. им было запрещено иметь слуг православного вероисповедания, а в 1713 г., уже в царствование Петра 1, особым указом аннулировались права “татарских служилых людей” на владение вотчинами и поместьями в случае их отказа принять крещение. Последующими правительственными указами мусульманам, принявшим крещение, сокращались подати и рекрутские наборы и увеличивались аналогичные повинности сохранившим верность исламу.

При Петре 1 делаются первые попытки изучения ислама: в 1716 г. впервые осуществляется перевод Корана на русский язык, выполненный доктором философии В. Постниковым, - “Алкоран о Магомете, или Закон турецкий”. Однако для “просвещенных” социальных верхов того времени характерно резко негативное восприятие ислама, возможно связанное с военным противостоянием с Турцией.

В правление Анны Иоанновны Указом от II февраля 1736 г. запрещалось строительство новых мечетей в Башкирии, а за пять лет до этого, а 1731 г., в Свияжске (Казанской губернии) была учреждена Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев. В 1740 г., уже в царствование Елизаветы Петровны, она была переведена в Казань и преобразована в Новокрещенскую контору во главе с епископом Лукой Канашевичем.

Данное учреждение было наделено широкими полномочиями не только в миссионерской деятельности, но и в насильственном принуждении к крещению. Указом сената от 19 ноября 1742 г., например, предписывалось “все имеющиеся в Казанской губернии новопостроенные за запретительными указами мечети . сломать и впредь строить отнюдь не допускать, и от того Казанской, Астраханской и Воронежской губерниям накрепко предостерегать: ежели где татары жительство свое имеют в отдалении от новокрещенных жительств . в них мечети для неминуемой жителей татарских законной нужды оставить надлежит”. В соответствии с этим указом Новокрещенская контора только в 1742 г. в пределах Казанской губернии из 536 мечетей уничтожила 418. сохранилась только небольшая часть старых мечетей, уцелевших со времен Казанского ханства, причем лишь в тех селах, где не было новокрещенных жителей.

В целом вплоть до начала царствования Екатерины II положение мусульман в России было тяжелым.

Результаты христианизации мусульман в России за два века были весьма незначительными. Хотя в Поволжье и сложилась особая этноконфессиональная группа татар-кряшен, она не составляла большинства среди тюркских подданных Российской империи. К тому же новокрещенные при первой возможности вновь возвращались в ислам.

В период царствования Елизаветы Петровны правительство было вынуждено разрешить строительство новых мечетей, поскольку именно в мечетях живущие в России татары, согласно их законам, приводились к присягам. В 1756 г. специальным указом было разрешено строительство новых мечетей для татар, живущих особыми деревнями в Казанской, Воронежской, Нижегородской, Астраханской, симбирской губерниях.

Правительственная политика по отношению к мусульманскому населению Российской империи коренным образом меняется лишь в царствование Екатерины II, которая взяла курс на покровительство исламу, за что получила среди татарского населения почетное звание “Эби пашта’’ (Бабушка-царица). Обнародованный в 1773 г. ее Указ "О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским правительствам" не только положил конец принудительной христианизации, но и окончательно снял запрет на строительство мечетей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Интересные материалы:

Способно ли православие выполнять идеологическую функцию?
В вводном абзаце автор — Н.В.Белогорцевым — раскрывается актуальность вопроса в России XIX века: В 90-е годы XX столетия в условиях трансформационных процессов в российском обществе статус и роль религиозных организаций резко изменились. ...

Прочие титулы, эпитеты и образные выраже­ния.
Существует свыше сотни описательных «имен» Бога. Объект описания велик, и прилагательные встречаются в Библии в изобилии. Чрезвычайно важный эпитет Бога, который удивительно метафоричен, это «Владыка». Идея вла­дычества Бога ярко выраже ...