Материалы по религии » Принципы типологизаций религии » Принципы типологизаций религии

Принципы типологизаций религии
Страница 2

· классические религии Древней Греции и Рима;

· племенные культы народов Черной Африки;

· религиозные системы Океании;

· религии Африки (американских индейцев);

· религии Индии (джайнизм, ранний буддизм, индуизм, сикхизм);

· религии Ближнего Востока (зороастризм, языческие культы античности, иудаизм, христианство, ислам);

· религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, махаяна, буддизм).

Этнолингвистический принцип классификации (Ф. Мюллер) основан на идее единства религии, языка и национальности, что привело ученых к сравнительному анализу мифологий. Ф. Мюллер пришел к выводу, что существует три языковых семьи, три расы и религии: семитская, арийская и туранская.

Морфологический (эволюционный) подход к классификации религий (Э. Тайлор) основан на идее, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, причем каждая из них имеет четкие характеристики. К таким стадиям религиозной истории Э. Тайлор относит: анимизм, культ предков, фетишизм, идолопоклонство, тотемизм, политеизм и монотеизм. При этом исходной формой религии является анимизм.

Феноменологический подход к классификации (Г.Ван дер Леув) основывается на содержательных характеристиках религии, выявляя формальное сходство религиозных структур. Отсюда и сформулированные типы религий: «религии борьбы» (зороастризм), «религии величия и унижения» (ислам), «религии любви» (христианство).

Социологический подход к классификации (Р. Белла) основан на степени дифференциации системы религиозных символов. Изучая систему символов, религиозные действия, религиозные организации и социальные последствия Р. Белла выделяют пять этапов: примитивный (исчерпывается ритуалом и мифом), архаический (неолитические религии Африки, Полинезии и религии бронзового века), исторический (иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, христианство, ислам), раннесовременный (протестантизм эпохи Реформации и другие схожие движения), современный (сдвиг к пониманию религии как поиску личностных этических принципов).

В марксистской традиции выделяют несколько подходов (религии доклассового и религии классового общества; родоплеменные - национально-государственные и мировые религии).

Многообразие предложенных классификаций еще раз доказывает сложность и неоднозначность изучаемого феномена - религии, калейдоскоп ее форм и способов функционирования.

Страницы: 1 2 


Интересные материалы:

Взросление
Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Притом сшитой не из нового полотна, а обязательно из старой одежды родителей. И дело здесь не в бедности или скупости. Просто считалось, что реб ...

Божества-чудовища.
Змей — могучее враждебное чудовище — встречается в мифологии практически любого народа. Древние представления славян о Змее сохранились в сказках. В них герой сражается с многоголовым чудовищем, как правило, возле реки (Змей связан с под ...