Материалы по религии » Принципы типологизаций религии » Принципы типологизаций религии

Принципы типологизаций религии
Страница 2

· классические религии Древней Греции и Рима;

· племенные культы народов Черной Африки;

· религиозные системы Океании;

· религии Африки (американских индейцев);

· религии Индии (джайнизм, ранний буддизм, индуизм, сикхизм);

· религии Ближнего Востока (зороастризм, языческие культы античности, иудаизм, христианство, ислам);

· религии Дальнего Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, махаяна, буддизм).

Этнолингвистический принцип классификации (Ф. Мюллер) основан на идее единства религии, языка и национальности, что привело ученых к сравнительному анализу мифологий. Ф. Мюллер пришел к выводу, что существует три языковых семьи, три расы и религии: семитская, арийская и туранская.

Морфологический (эволюционный) подход к классификации религий (Э. Тайлор) основан на идее, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, причем каждая из них имеет четкие характеристики. К таким стадиям религиозной истории Э. Тайлор относит: анимизм, культ предков, фетишизм, идолопоклонство, тотемизм, политеизм и монотеизм. При этом исходной формой религии является анимизм.

Феноменологический подход к классификации (Г.Ван дер Леув) основывается на содержательных характеристиках религии, выявляя формальное сходство религиозных структур. Отсюда и сформулированные типы религий: «религии борьбы» (зороастризм), «религии величия и унижения» (ислам), «религии любви» (христианство).

Социологический подход к классификации (Р. Белла) основан на степени дифференциации системы религиозных символов. Изучая систему символов, религиозные действия, религиозные организации и социальные последствия Р. Белла выделяют пять этапов: примитивный (исчерпывается ритуалом и мифом), архаический (неолитические религии Африки, Полинезии и религии бронзового века), исторический (иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, христианство, ислам), раннесовременный (протестантизм эпохи Реформации и другие схожие движения), современный (сдвиг к пониманию религии как поиску личностных этических принципов).

В марксистской традиции выделяют несколько подходов (религии доклассового и религии классового общества; родоплеменные - национально-государственные и мировые религии).

Многообразие предложенных классификаций еще раз доказывает сложность и неоднозначность изучаемого феномена - религии, калейдоскоп ее форм и способов функционирования.

Страницы: 1 2 


Интересные материалы:

Наследие викингов
Скандинавские народы заявили о себе на европейской арене в период между 800 и 1050 годами. Их неожиданные боевые рейды сеяли страх в благополучных странах, которые, в общем-то, были привычны к войнам. Контакты между северными странами и о ...

Геополитические и социокультурные предпосылки распространения буддизма в Забайкалье и политика Российского государства в отношении буддизма в XVIII в
История формирования буддийской духовной и социальной организации (сангхи) в России (на современных территориях Бурятии, Иркутской и Читинской областей, Калмыкии и Тувы) и распространения буддизма тесно связана с политикой Российского гос ...