Нетрадиционные религии
Страница 1

Нетрадиционные религии представляют собой типологическое социальное влияние, особая активность которого проявляется в эпохи кризиса и общественных потрясений, в переломные периоды истории, связанные с глубокими изменениями экономики и быта, политических настроений, общего мироощущения человека. В западных странах первая волна нетрадиционных религий родилась во второй половине ХІХ в., ее наиболее яркими и известными проявлениями были спиритизм и теософия Блаватской. Впервые массовое появление нетрадиционных религий наблюдалось в послевоенной Японии, где число новых сект достигло несколько сотен. Вторая волна нетрадиционных религий охватывала США и Западную Европу в конце 60 - начале 70 годов. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы и СССР началось их широкое распространение в бывшей ГДР, в России, в Украине и других странах СНГ.

Нетрадиционные религии - типологическое явление иной религиозности, радикально отличающееся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период. Для них характерна интенсификация социальных функций религии, а часто и пропаганда новых социально-религиозных утопий обновленческой, оппозиционной либо альтернативной направленности, разработанных на основе радикально измененных (обычно нетрадиционных) вероучений.

Новые религиозные движения - религии, стремящиеся к радикальному обновлению существующего мира и современного человека; религии оппозиционного характера, занимающие мироборческие и богоборческие позиции; религии, не приемлющие существующий мир и ищущие ему замену.

І Обновленческие религиозные движения - (Новый век; «Форум»; макробиотика Осавы; теософия и антропософия; церковь Объединения Муна; культ Порфирия Иванова; неоязычество и т. д. Религиозные движения этого типа не просто предлагают новое осмысление социальных проблем, но претендуют на неотложное и радикальное их разрешение. В обновленческих религиозных движениях можно выделить два основных типа нетрадиционных религий:

· в первом доминируют пантеистические воззрения, почерпнутые из традиций индуизма, дзен-буддизма, тантризма и суфизма. Сюда же можно отнести теософию, агни-йогу Рерихов. В объединениях этой направленности люди стремятся повысить свой «человеческий потенциал», достичь гармоничных отношений с окружающими, на первый план выдвигаются экологические проблемы.

· во втором речь идет о приходе аватары или о появлении мессии, поскольку считается, что усилий простых людей (даже праведников) недостаточно для спасения мира (культ Порфирия Иванова, неоязычество.

ІІ Оппозиционные религии характеризуются прежде всего отчужденным отношением к миру, непримирим противоборством с ним, либо стремлением подчинить его противоположным сакральным приоритетам, отказавшись от богопочитания и установив культ дьявола. Приверженцы этих религиозных движений не стремятся усовершенствовать окружающую реальность, а

1. уходят от нее в волшебный и мифический мир фантазий (поклонники американского писателя Г.Ф. Лавкрафта и произведений английского профессора Дж.Р. Толкена);

2. пытаются противостоять неблагоприятному воздействию окружающего мира с помощью магии и колдовства (неооккультизм, неошаманизм);

3. пытаются заручиться поддержкой определенных сакральных объектов, вера в которых связана с совершенно иными религиозными традициями (культ дьявола, уфологические группы);

4. наиболее радикально настроенные представители оппозиционных религий проповедуют осмысление действительности и решение проблем современного мира, установив прямо противоположные сакральные приоритеты в сравнении с принятыми в традиционных религиях (сатанинские, оргаистические, мистериальные культы и секты).

ІІІ Альтернативные религии-не допускают никакого компромисса с современным миром, решительно отказываются от существующей социальной реальности и от официальных церквей, поддерживающих ее своим авторитетом. Для них вся общественная система, весь образ жизни современного человека представляются неприемлемыми, их недостатки - неисправимыми, а царящее зло - неискоренимым. Из альтернативных религий можно выделить два основных типа:

· последователи первого типа видят в духовной трансформации земного мира конечную цель глобального исторического процесса («битнический дзен»; «Революция Иисуса», «наркотическая революция»; «Дети Бога», «богородичный центр»; «Церковь Последнего Завета»; Христа-Виссариона; белое Братство (ЮСМАЛОС) и т. д.;

· лидеры религиозных объединений, принадлежащих ко второму типу, провозглашают необходимость ухода в некий потусторонний сакральный мир, и в этом случае либо люди бросают свои дома, имущество, родных и отправляются в условленное место, где ожидают конца света либо община совершает коллективное самоубийство, моделируя апокалиптическую катастрофу (массовое отравление членов «народного храма» в Гайане, самосожжение адептов «Храма Солнца» в Швейцарии и Франции).

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Имена [A]eL, [A]eLoaH и [A]eLoHiM
Открывая Священное Писание, мы видим, что Субъектом в первом же предложении Библии является Бог (см. Быт.1,1). Слова [A ] eL , [ A ] eLoaH и [ A ] eLoHiM происходят от одного общего корня AL ( в иврите буква «алеф» не произносится и поэ ...

Культурологические аспекты церковного раскола. Нравственный идеал старообрядчества
Как уже было сказано ранее работ, рассматривающих культурологические аспекты старообрядчества практически не существует. Одним из немногих таких исследований является упомянутая работа Ионова. В данной части работы сделана попытка проанал ...