Материалы по религии » Католицизм » Канон и каноническое право католической церкви

Канон и каноническое право католической церкви
Страница 1

Католический канон

также существенно отличается от православного. Священное писание Западной церкви (Vulgata), оформившееся к VIII в. и официально признанное в качестве аутентичного текста Библии Тридентским собором в 1546 г., состоит из 77 книг , т. е. Ветхий Завет полностью соответствует «Александрийскому канону» («Септуагинте»), включая и те 11 книг (Маккавеев, Иудифь, Товит и т.д.), которые дошли до нас только в греческом переводе и не признаются каноническими в православии и протестантизме.

Существенно отличается от православной и католическая трактовка Священного предания. В отличие от Восточной церкви, Западная после Разделения церквей продолжила практику созыва общецерковных соборов, официально признаваемых «вселенскими». Последний - XXI (II Ватиканский) - состоялся в 1962 - 1965 гг. Решения всех этих соборов католическая церковь включает в Священное предание. Помимо этого католики считают, что Св. предание воплощено в памятниках христианского искусства. Особое значение придается постановлениям пап (декретам, буллам, энцикликам), составляющим основу «Корпуса канонического права» и также включаемым в Св. предание, а сам папа римский, согласно решению Первого Ватиканского собора, признается его олицетворением. В отличие от православных католики считают Св. предание равным Библии средоточием божественного откровения, а начиная с XVI в. ему стало придаваться даже большее значение, чем Св. писанию.

Организационная структура и каноническое право католической церкви в основном виде сложились в результате так называемой Клюнийской реформы - системы преобразований, проведенных по инициативе монахов аббатства Клюни в Бургундии.

Непосредственной причиной реформы было зревшее в обществе недовольство «обмирщением» церкви, падением нравов среди клириков. Требование кардинального реформирования церкви высказывалось и частью духовенства, осознававшего опасность ее дискредитации ( центром этой внутрицерковной оппозиции являлось аббатство Клюни), и среди мирян. Наиболее мощным было движение городского плебса в Италии - так называемых патариев (дословно - тряпичников). Именно на это движение попытался опереться с целью укрепления своей власти папа Стефан Х (1057-1058). При нем же выдвинулся клюнийский монах Гильдебранд, ставший субдиаконом, т.е. папским казначеем. При следующем папе - Николае II (1059-1061), также ставленнике патариев, влияние Гильдебранда возрастает еще больше. В 1059 г. по его инициативе созывается Латеранский собор, на котором было провозглашено, что отныне папа может быть избран только из числа кардиналов-епископов самими кардиналами. Со временем была выработана особая процедура выборов. Через 18 дней после смерти папы камерленго (кардинал, управляющий папским двором) собирает коллегию кардиналов, так называемый «конклав» (от лат. cum clave - «запертые на ключ»). Кардиналы запираются в Сикстинской капелле до тех пор, пока не выберут из своего числа нового папу большинством 2/3 + 1.

В 1073 г. Гильдебранд становится папой под именем Григория VII, и с этого момента реформы стали проводиться еще активнее. В 1075 г. он издает декреты, запрещающие симонию (продажу церковных должностей) и вводящие целибат (безбрачие белого духовенства).

Введение новой системы выборов папы и запрет симонии фактически лишили императора Священной Римской империи возможности влиять на церковные назначения. Следствием этого был затяжной конфликт между Григорием VII и императором Генрихом IV, вошедший в историю как борьба за инвеституру. В 1077 г. чаша весов склонилась в пользу папы, и Генрих вынужден был пешком прийти в замок Каносса, принадлежавший Матильде Тосканской, у которой в то время гостил Григорий VII, чтобы униженно просить о прощении. Впоследствии этот триумф римского понтифика был запечатлен в документе, получившем название «Диктат папы». В нем, в частности, провозглашалось,

что одному лишь папе принадлежит право назначения, смещения и перевода епископов, разрешения межгосударственных и церковно-государственных юридических споров и созыва соборов;

что папа в праве накладывать на императора и других светских правителей церковные наказания и освобождать их подданных от присяги на верность;

что власть любого монарха легитимна лишь в том случае, если сам папа возложил на него корону;

что светские правители являются вассалами папы и, чтобы получить власть, должны принести папе ленную присягу;

Страницы: 1 2 3


Интересные материалы:

Будда- «Просветленный»
О времени после просветления мы имеем связный рассказ в одном древнем сочинении Винаяпитаки, в Махавагге, написанном красивым, архаическим языком. Там сообщается, что святой, ставший Буддой, сидел семь дней под ряд с поджатыми под себя но ...

Религиозный гуманизм Бенгальского Возрождения
В духовной истории Индии Нового времени особое место занимает национально-культурное возрождение XIX – начала XX в., которое в мировой науке называют Индийским Ренессансом[1]. Оно связано с переходом традиционного общества Индии в период ...