Материалы по религии » Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь
Страница 4

Обретение мощей преподобного Мартиниана произошло через тридцать лет после его кончины. Тогда, в 1512 году, в Ферапонтовом монастыре умер живший здесь на покое архиепископ Ростовский Иоасаф. Принимая во внимание знатность его происхождения, а также и то, что владыка был постриженником прп. Мартиниана.

Кроме мощей преподобного Мартиниана, в Ферапонтовом монастыре хранятся его подризник и фелонь. Изготовленные из простой материи, они ничем, кроме формы, не напоминают более поздних, богато украшенных, священнических облачений и дают наглядное представление о том, насколько прост и скромен был быт монастыря в его древнейшую эпоху. Подризник и фелонь преподобного представлены в экспозиции музея, расположенной в трапезной Благовещенской церкви. Там же присутствуют и многие другие предметы, связанные с историей Ферапонтовой обители, — иконы, документы, богослужебная и обиходная утварь. Среди ценнейших предметов — старинный антиминс из собора Рождества Богородицы и житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана Белозерских (XVII в.)

Впрочем, некоторые святыни Ферапонтова монастыря избежали «музее-фикации». Речь идет, прежде всего, об афонском списке с иконы Божией Матери «Скоропослушница», сделанном в 1911 году. Сестры возобновленной обители особо чтили эту икону. Теперь она помещается в надвратной церкви, в левом ее приделе.

Другая «внемузейная» святыня — фелонь, в которой служил св. прав. Иоанн Кронштадтский во время своего приезда в монастырь. Она также находится в надвратной церкви. Отец Иоанн с большой любовью относился к леу-шинской игумений Таисии и благословлял многие ее начинания по созданию новых и возобновлению старых монастырей. Естественно, к сестрам Ферапонтова монастыря, которые поначалу почти все были «леушанками», он также питал самые теплые чувства. Когда в январе 1906 года здесь состоялся первый постриг, он писал «фера-понтовским матушкам»: «Приветствую с новопостриженными в мантию сестрами Ферапонтовской обители, послужившими как бы первым видимым началом ее восстановления и утверждения обители. Да пребудет она благополучна до скончания века в благочестии и довольстве».

Каменный остров с крестом на Бородаевском озере хорошо виден от стен Ферапонтова монастыря. Издалека трудно понять, что этот остров — рукотворный. Но это так. И сложил его не кто иной, как Патриарх Никон.

Шел второй год Никоновой ссылки в Ферапонтовом монастыре. Нельзя сказать, что за это время он обвыкся со своим положением, — его деятельная натура томилась в стенах ферапонтовских келий, а в душе то возгоралась, то вновь затухала надежда на возвращение если не в Москву, то в Новый Иерусалим. Но все-таки к местным условиям он как-то притерпелся и даже успел изучить окрестности. Особенно его заинтересовала отмель на Бородаевском озере, мимо которой он не раз проплывал на лодке.

Отмель эта показалась Никону удобной для постройки каменного острова, и он принялся за дело. Зачем же ссыльному Патриарху было затевать такое строительство? С одной стороны, ему, не привыкшему сидеть сложа руки, требовалось какое-то масштабное занятие, за которым можно было бы отвлечься от гнетущих мыслей. Кроме того, вполне вероятно, что каменный остров с крестом на нем мыслился Никоном как своего рода памятник. Известно, что именно в это время он «увлекся» установкой придорожных крестов, на которых некий искусный старец Иона вырезал следующую, всегда одну и ту же, надпись: «Животворящий Крест Христов поставил смиренный Никон, Божиею мило-стию Патриарх, будучи в заточении за слово Божие и за святую Церковь на Белеозере в Ферапонтовом монастыре в тюрьме». Такой же крест, по приказу Никона, был приготовлен для водружения на рукотворном острове.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Интересные материалы:

Нежелательность развода
Посмотрим теперь, как Ислам борется с разводами. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так: “Из всех дозволенных действий развод более всего ненавистен для Всевышнего” (Абу Дауд). Мусульманину не р ...

Принятие христианства на Руси
История православной церкви в России остается до сих пор одной из наименее разработанных областей русской историографии. "Характерно, что ни один из историков прошлого не занимался систематическими исследованиями в области истории це ...