Сикхизм
Страница 2

В настоящее время число приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. Это девятая по величине религия в мире[3].

Первая мантра (молитвенная формула или зaклинание), именуемая "Мул Мантра", с которой начинается священная книга сикхов "Ади Грантх", выглядит следующим образом (она написана на пенджаби): "Om sati namu karata puruku nirabau niravairu akal murati ajuni saiba gur prasadi".

В переводе это означает: "Бог един и вечен. Он содержится во всём, и в то же время Он - творец всего сущего. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаётся милостью Гуру" [4].

В этом кратком изречении изложена сама суть учения Нанака.

В сикхизме существует представление о бесконечной цепи рождений человека в соответствии с его заслугам или проступками, совершёнными в жизни. Есть подобные положения и в буддизме, и в индуизме. Но в сикхизме эта цепь не столь длинна и безнадёжна, и прервать её (то есть получить полное духовное и материальное освобождение, а значит, максимально приблизиться к божеству) вполне возможно для каждого верующего сикха. Постижение божества - вот основная цель и стремление каждого верующего. А полное постижение - это не что иное, как абсолютное погружение в Бога, растворение в Нём, означающее прерывание цепи рождений. Бог должен быть в сердце человека, и это главное. Так учил Нанак.

Как же постичь Бога в сикхизме? Во-первых, необходимо познать мистическое Слово ("шабд"). Медитируя, размышляя о божественной сущности, человек может услышать зачаровывающую "беззвучную" музыку ("анахад шабд"), которая и является откровением.

Во-вторых, необходимо постоянно повторять в молитвах Имя ("нам"). Для обозначения Бога у сикхов существуют разные имена, но все они несущественны. Имя - это божественная сущность, которая определяется с помощью понятий "сат" - "истинный", "сач" - "истина". "Сати нам" ("Его Имя – Истина") - одно из основных понятий в сикхизме.

Ещё одно важнейшее понятие Гуру (Божественный Наставник), являющийся проводником высшей Истины. В учении Нанака это понятие используется в различных смыслах: в одних случаях Гуру ассоциируется с Богом, в других - чётко прослеживается различие между Богом и Гуру (когда в роли Гуру выступает голос Бога, с помощью которого Бог сообщает истину человеку). Существует и такое толкование Гуру: это Слово, Божественная Истина. Но наиболее понятным и для индуистов, и для мусульман-суфиев было восприятие гуру как духовного наставника, открывающего своим ученикам путь к спасению. Всё сущее определяется понятием Хукам (Божественный Порядок, Указание, Воля), которое относится не только к физическому миру, но и к понятию кармы (то есть закона причин и следствий). Сикхи верят в предопределённость судьбы, жизненного пути человека, который обусловливается тем, что он делает в настоящей жизни, и тем, что он делал в своих предьщущих воплощениях. Каждый человек должен жить в соответствии с тем, что ему предначертано свыше, то есть выполнять свою дхарму (долг). Таким долгом Нанак считал активную жизнь, заполненную трудом, исполнение дхармы домохозяина.

Постижение Бога и соединение с Ним возможны для каждого человека, следующего путём любви, веры, преданности Богу и размышляющего о Его деяниях. Человек должен избавляться от своих пороков. Их пять - гнев, гордыня, алчность, страсть, привязанность к земным благам.

При этом служение Богу ни в коей мере не подразумевает отход от мирских дел, отшельничество или аскетизм. Жизнь Нанака - тому пример. Размышляя о Боге, познавая Его через медитацию и исполнение гимнов, Нанак приходит к осознанию необходимости физического труда. И в последние десятилетия своей жизни Нанак вместе с учениками обрабатывает земли, принадлежащие общине, следуя некогда провозглашённой им заповеди: "Человек должен трудиться и делиться плодами своего труда с другими людьми" [5]. Неотступное следование этим принципам должно привести, в конце концов, к прерыванию цепи рождений и слиянию с божеством. Каждый последователь этого учения может общаться с Богом напрямую, без посредников, поэтому в сикхизме нет священнослужителей.

Страницы: 1 2 


Интересные материалы:

Образ героя в древнескандинавской религии. Образ героя в древнескандинавской религии.
Во время богатырской эпохи у скандинавов в сагах и в эпосе был хорошо разработан образ героя. Каждый скандинав того времени, прежде всего, должен был быть воином. Он обязан был защитить свою страну или свой дом от разбойников. Умение сраж ...

Первичная мифология как фундамент религиозных верований.
Существовали ли прежде племена людей, столь низкие по своей культуре, что у них не было никаких религиозных понятий? Практически это является вопросом о всеобщности религии, вопросом, на который в течение стольких столетий отвечали то утв ...