Положение женщин в сикхизме
Страница 1

"Женщины обладают великими талантами, но они не гении, т.к. всегда остаются субъективными", говорил Шопенгауэр в книге "Мир как сила воли и идея". нанак религия сикхизм гуру

Такие утверждения преобладают и сегодня. На этом фоне значительным является то, что сикхизм, одна из самых молодых религий мира, более пятисот лет дает женщинам полное равенство с мужчинами во всех сферах жизни. В 15-веке это было выдающимся достижением, тем более в таком патриархальном мире, как Индия, где общепринятой является покорность женщин и их эксплуатация.

В качестве резкого контраста Гуру Нанак, основоположник религии сикхов, с самого начала подчиняет общество правилам просвещения, простым, практичным и прогрессивным человеческим идеалам. Сикхи избегали мрачности, фанатизма, суеверий, слепой привязанности, которые были неотъемлемой частью Индии 15 века. Новый подход Гуру Нанака охватил и религию и общественную жизнь.

Женщины признавались сикхами духовно равноценными мужчинам. Гуру Нанак понимал и ценил объединяющую роль женщин в обществе и работал над их эмансипацией. Писания Сикхов категорически заявляют, что мужчины и женщины вместе делают общество единым и правильно сбалансированным, дополняют друг друга и не должны рассматриваться как угроза один другому.

Женщины имеют многогранную личность и должны играть значительную роль в обществе.

Аскетизм и отречение от жизни не пользовались расположением гуру Нанака. Брак рассматривался им как священная организация, духовная связь между равноценными партнерами, а не только физическое слияние двух индивидуалистов.

Гуру Нанак в своих речах проповедовал то, что живя семейной жизнью, человек принимает спасение. В сикхизме предписывались строгие моральные правила поведения, где определялись обязанности мужа и жены по отношению друг к другу. Такие идеи были в то время революционными, но высшие духовные и философские свойства женщин были признаны, как и вклад в создание счастливой семьи - основу равноправного сильного общества и государства.

Интеллектуально женщины находятся на одном уровне с мужчинами. Они обладают способностью глубокой проницательности и полного понимания духовных дел.

Биби Нанаки, старшая сестра Гуру Нанака, являлась примером совершенства. Гуру был особенно близок с ней, считал ее своим руководителем и наставником. Нанаки, в свою очередь, имела безоговорочную веру в идеологию своего брата и одобряла его призвание, жизненную миссию. Она была первым человеком, возведенным в сикхизим Гуру Нанаком.

Другой необычной женщиной в ранний период сикхизма была Биби Амро, дочь Гуру Ангал Дева. Она была широко образованной, обладала отличным знанием шабда (гимнов), сочиненных Гуру Нанаком, и сама пела их очень мелодично. Она была замужем за Бхаи Джассо, племянником Амардаса. После замужества она продолжала свою работу по распространению сикхизма - в основном через киртан (пение гимнов). Ее влияние было столь сильным, что Амардас перестал молиться Деви (Мать-богиня индусов) и принял сикхизм, став позже Гуру Амардасом, третьим Гуру сикхов (1469-1574 г.г.). Он был великим проповедником прав женщин и основывал свои представления на полном равенстве полов и специальных норм для улучшения положения женщин в средневековой Индии.

Большая важность в обустройстве жизни сикхов была отведена лангарам (центрам общественного питания). Каждый посетитель приглашался к трапезе, прежде чем встречался с Гуру. Это было не только путем проявления гостеприимства, но и подчеркивало идеалы равноправия. Мужчины и женщины сидели рядом друг с другом, независимо от вероисповедания и социального положения) и ели пищу, которую сами приготовили в общей кухне. Даже император Акбар, посетивший однажды Гуру в Гойндвале, ел в лангаре, как и остальные пилигримы.

Гуру Амардас прекратил обычай, по которому женщины носили парду (вуаль) и не разрешал королеве Харипур сидеть в сангате (собрании), если она настаивала на ее ношении. Он запретил презрительное упоминание женщины, как детородной машины. "Да будет благословлена женщина, которая создает жизнь", писал он [6]. Он настаивал на том, чтобы женщины вели более целенаправленную жизнь, что давало им возможность активно участвовать в социальных и религиозных делах. Для распространения идеологии веры он создал 22 административные ячейки. Из них четыре возглавляли женщины, чему трудно было поверить в то время. По положению они приравнивались к современным епископам, так как каждая из женщин имела полное экономическое право и могла принимать любое решение в своем округе. Из 146 человек, подготовленных для миссии проповедника и несения в массы посланий Гуру Нанака, 52 были женщинами. Кроме религиозных инструкций женщины-миссионеры давали образование сельским жителям, в особенности женщинам. Образование включало в себя чтение, письмо и арифметику. Эти инициативы Гуру Амардаса были замечательны и торжествовали над консервативным и архаичным социальным климатом. Кроме равноправия в социально-экономических делах, женщины участвовали и в политике, а потому жили с чувством уверенности. 20 век продолжал быть свидетелем того, что женщины-сикхи находились впереди в различных сферах, особенно в движении индии за независимость. Одной из таких знаменитых женщин была Раджкумари Амрит Каур, которая под воздействием Махатмы Ганди вступила в националистическую политику и Движение за независимость Индии. Принадлежав к королевской семье Капуртхала, она была одним из блюжайших лейтенантов Ганди и занимала лидирующее место в маршах протеста 1942 года, которые жестоко разгонялись бамбуковыми палками.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Храмовое убранство и одежда священнослужителей
Внутреннее убранство византийского храма всегда доминировало по насыщенности над экстерьером. Исследователи соглашаются в том, что «при всей важности конструктивных достижений византийской архитектуры главное ее достоинство состоит в вели ...

Патриарх Никон.
Процесс раскола в русской православной церкви, о котором идет речь в данном реферате, назревал десятки лет. Реформа церкви была неизбежна. Но любое историческое событие реализуется лишь через деяния конкретных исторических личностей, кото ...