Буддизм и искусство

В искусство буддизм принес совершенно определенные идеи: несовершение зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно – образный характер. С древнейших времен существовал традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч вплетается тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть несправедливость, совершаемую на Земле.

Из поколения в поколение, репродуцировался этот образ тысячерукого Будды, внушая верующему мысль о всесилии Будды и иллюзорности усилий человека, творящего добро, т. к. его усилия несоизмеримы с всесилием великого учителя. Так «нейтрализм» буддизма приобретал определенный социальный смысл, оправдывая неизменность социальных отношений.

Большое социальное значение имела идея буддизма о смерти человека, которая не является просто уничтожением, но есть лишь переход к другой жизни.

Религиозные и философско-идеалистические построения буддизма о будущем существовали силами необходимости размышления человека.

Искусство нейтрализовало скептическое отношение раннего буддизма к человеческим чувствам, а в реформированном буддизме, идущим по пути махаллы, оно акцентировало внимание на человеческих чувствах.

Фундаментальной идеей буддийской гносеологии является идея о нерасчлененности субъекта и объекта, человека и природы, материи и духа. Этот принцип неразличения, безусловно, влиял на эстетические принципы буддизма, на его понимание и объяснение природы искусства, его целей и функций.

Буддизм как философия и религия должен был ответить на вопрос о доминирующем начале в нерасчлененном единстве. Буддизм утверждает абсолютное значение идеального, его существование вне материи и человека.

В этом основательно проявляется влияние добуддийских представлений о существовании красоты. В «махабарахате» есть такие строки: «Исчезла душа – красота отлетела, уродливым стало бездушное тело».

В философско-религиозной концепции буддизма не существует проблемы личного бытия человека.

Буддизм как философско-религиозная концепция и как церковь в процессе своего исторического развития оказался в парадоксальном положении. Опираясь в своих изначальных формах на ведическую религию, а затем на брахамизм и индуизм, буддизм попытался изъять из религиозного сознания элементы эмоционально-образного отношения к миру, элементы эстетического и художественного, создав учение о страдании и нирване, придав ему широкий эмоционально аскетический характер.

«Будда проповедовал полный отказ от обрядности и ритуалов, и все внимание уделял нравственным проблемам и дисциплине духа» – пишет один из исследователей индийской культуры Ч. Кабир.

Исторически буддизм возникает как своеобразный орден странствующих монахов. Поэтому постепенно буддизм стал включать в себя различные мифы, сначала ведические, а затем создавать сказания и о самом Будде, его деяниях и восхождениях в нирвану.

Реформированный буддизм создает ценностную и стройную систему искусств, которая должна на эмоционально – образном уровне подтвердить мистические идеи буддизма.

В буддизме особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова. Для буддизма характерно тяготение к притче, к образной метафоре и сравнению.

В пределах декоративного искусства и украшениях буддийских храмов декоративность ограничена и является сущностью произведения.

Буддизм сумел ассимилировать и органически включить в свою структуру эстетические традиции народов, принявших его учение, приспособиться и умело использовать богатство художественного фольклорного сознания.


Интересные материалы:

Модель мира
В Асгарде множество дивных палат, но самый знаменитый чертог зовется Вальхалла (Valholl), т.е. «чертог убитых» – мужей, что героически погибли на поле брани. Доступ в Вальхаллу преграждают ревущая река Тунд и запертые ворота Вальгринд (Va ...

Герменевтика как основа богословия (вместо заключения).
1. Обзор курса с целью демонстрации герменевтического метода. 2. Герменевтика и библейское богословие. а) Определение библейского богословия. Библейское богословие – чтение отдельных книг Библии с целью (1) организации текстов автора п ...