Материалы по религии » Каин и Авель » Грехопадение Каина

Грехопадение Каина
Страница 2

Поколение Каина стало быстро размножаться, а вместе с тем продолжалась начатая его родоначальником борьба с природой (культура). Из среды его выходили, люди, которые, наследовав от Каина упорную волю в борьбе с природой, продолжали неутомимо изыскивать новые средства для успешнейшего ведения ее.

Известно, что и ранее Бог проклял землю за грех Адама; здесь за грех Каина проклятие удваивается. "Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле" (Быт.4,12). Человек всегда наказывается тем, чем он грешит. Первый раз земля была проклята для исправления наших прародителей, здесь проклятие возлагается как акт возмездия. Каин, слишком привязанный к земле, как бы вырывается из нее с корнями, становится "изгнанником и скитальцем на земле". Позже, когда он построит первый город, он попытается таким образом вновь укрепиться на земле. Здесь он предстает перед нами и как гонимый. Сам Господь сгоняет грешника с земли его. Каин приходит в ужас: "И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня" (Быт.4, 13-14).

Но и здесь, несмотря на ужас, охвативший его, Каин говорит не о грехе, а, прежде всего, о наказании, которое справедливо наложено на него. Здесь он осознает то, что Бог оставляет его, люди будут преследовать его и каждая тварь из числа животных может начать посягать на его жизнь. Он не думает об Авеле, которого убил, он продолжает думать только о себе, даже в тот момент, когда Сам Бог собеседует с ним. Эгоизм Каина колоссален, а это означает, что последствия содеянного будут ужасны, и уже тогда Бог определил полностью уничтожить его потомство в водах Потопа. Ведь он (Каин), убив Авеля, пресек его возможное потомство, и наказание будет адекватно содеянному. И первый город он будет строить именно после рождения своего первого сына. Основание опасаться за свое будущее и будущее своих потомков у него перед глазами - это земля, которая вопиет от крови брата его.

"И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт.4, 15).

Здесь Господь показывает, что для Него мщение не самоцель. Творец хочет, чтобы грешник продолжал жить - ведь, может быть, он сможет прийти к покаянию. Господь действительно ожидает нашего исправления - даже тогда, когда мы сами потеряли надежду на него. Ибо Он Тот, "Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины".

"И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема" (Быт.4, 16).

У убийцы начинает происходить душевный разлад и наблюдаться психические отклонения: паранойя, мании (преследования и страха быть убитым, причем это справедливая часть наказания его, которое преследует убийцу до конца жизни), психозы раздвоение личности (шизофрения) и т.п. Все это действует разрушительно на его религиозную сферу. Естественное и врожденное религиозное чувство у него сильно повреждается, от чего он становится во враждебное к Богу положение. Своё извращенное религиозное чувство он и реализует извращенно, предаваясь богозабвению, отрицанию бытия Бога (атеизму), богоборчеству, богоненавистничеству, богопротивленчеству, сознательному служению демонам, богохульству, гонению верующих в Бога, бунтам, революциям, разрушениям, тяжким согрешениям. Убийца становится не способным на покаяние или труднообратимым. Он сам себя изгоняет от лица Божьего и всю жизнь чувствует это изгнанничество, оправдывая себя и обвиняя Бога. Гонит его и земля, постоянно взыскуя и напоминая ему о его грехе. От этого он предается скитальчеству. Часто убийца выбирает соответствующий образ жизни, например, кочевой, при занятии скотоводчеством. Скитаясь по земле, он ищет для себя выход и находит его в построении города. Город для убийцы это и убежище от реальных и мнимых преследований за убийство. По этой причине он заливает городскую землю асфальтом и бетоном. Сквозь этот искусственный панцирь не так сильно пробивается "голос" земли. Земля, со своей стороны, часто мстит человеку землетрясениями и прочими стихийными бедствиями, напоминая ему о тяжком грехе убийства. Вот почему по мере роста убийств на земле увеличивается число землетрясений и прочих стихийных бедствий. В каком-то смысле все горожане являются скитальцами и изгнанниками с земли, хотя далеко не все из них убийцы.

После случая с Каином гнев Божий навсегда лишает человечество видеть в этой жизни хотя бы врата райские. И с тех самых пор воспоминание о рае становится тягостной тоскою, живущей в каждом из нас.

Любое стремление к благу, тому или иному, - это осознанное или неосознанное стремление человеческой души вернуться в рай сладости и восстановить прежние отношения с Господом Богом. И никакие суррогаты (подмены) не смогут приглушить этого естественного стремления к подлинному счастью, возможному только в Боге и с Богом. И, уходя на восток, Каин все далее и далее удаляется от подлинного блага, и эту боль он пытается заглушить созданием своего собственного искусственного мира. Как бы хотелось каждому из нас оказаться живущим в этом удивительном мире, где прекратится всякая вражда и противостояние, где не надо будет опасаться за своих детей и друг за друга и где прекратятся все войны, не будет ни болезней, ни печали и ни воздыхания - но Жизнь бесконечная. Но люди не способны самостоятельно восстановить мир на этой земле. Все их попытки - создать земной рай без Бога, только их собственными усилиями, - они никогда не увенчаются успехом. Нет ни одной совершенной формы человеческого правления.

Страницы: 1 2 


Интересные материалы:

Противники Никона.
Реформаторская деятельность Никона встретила сильное сопротивление со стороны видных Духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов – Аввакума, Иоанна Неронова, из Костромы, Логгина из Мурома и других. Эти лица по ...

Иисус - Христос
Наименование «Христос» или «помазанник» (евр, mashiah; арам. meshiha; греч. christos), встречающееся в Новом Завете около трехсот пятидесяти раз, происходит от глаголов, основное значение которых «тереть (что-либо)», а более специфическое ...