Материалы по религии » Триадология Василия Великого » Триадология Василия Великого. Отношение Василия Великого к староникейскому учению

Триадология Василия Великого. Отношение Василия Великого к староникейскому учению
Страница 1

В борьбе за догмат Святой Троицы Каппадокийцы и, в частности, св. Василий Великий продолжили дело, завещанное им св. Афанасием. Они исходили из Никейского символа веры и непреложно почивали на понятии "единосущия." Их деятельность была преимущественно работою терминологическою. Надо было установить точное содержание "сущности" и "Ипостасей."

Для св. Афанасия терминология была во многом не ясна. В его время можно было себе позволить смешивать эти понятия. "Ипостаси" понимались в смысле латинской "субстанции," что было буквально верным переводом слова. Каппадокийцы поставили себе задачей уточнение этих понятий и выполнили свое задание прекрасно. Отметить в данном случае, однако, следует, что можно заметить известную методологическую разницу между св. Василием и св. Афанасием. Св. Василий позволял себе иногда, если не отступления от понятия "единосущия," то, во всяком случае, готов был допускать и терминам, близким к "единосущию," известные права на существование. Он допускал даже выражение "подобие по сущности," при условии непременного добавления "без какого бы то ни было различия" (Письмо 9). Тут конечно, не было никакого компромисса в смысле догмата, но лишь известный тактический прием [25].

В догматическом языке св. Василия заметно, таким образом, решительное движение вперед по сравнению с св. Афанасием. При большей образованности своей и начитанности, он привлекает философскую мысль внехристианскую и дает большую гибкость и ясность учению о Святой Троице. Болотов правильно отметил, что св. Василий из понятия Логоса не делает тех заключений, какие встречаем у Афанасия, что без Слова Бог был бы "бессловесен." Василий предпочитает название Сын, в котором усматривает прямое указание на отношение Его к Отцу. Троица, по учению св. Василия, конечно, есть конкретное единство, "монас," но нельзя не признать и того, что Отец, Сын и Святой Дух ставятся у него конкретнее, чем у Афанасия [31].

Какое же выражение св. Василий предпочитает для определения того, кто же это: Отец, Сын и Дух ?

В то время приходилось выбирать, как более удачное, или "Ипостась," или "лицо" (persona, προσωπον). Первое выражение было больше по смыслу греческого языка, чем второе. Правда, св. Ипполит пользовался выражением "лицо" в применении к Святой Троице ("Contra Noetum"). Со времени св. Григория Нисского оно займет свое законное место в богословском языке Востока. Но св. Василий его явно избегает. Προσωπον для него означает "форма" [32] или, чаще, "лицо" в смысле "лик," "физиономия" [33]. Оно употребимо в этом случае, как "пасть на лицо," "говорить лицом к лицу" и под. "Лицо" же в смысле "Ипостаси" вообще, или "Ипостаси Святой Троицы," мы находим сравнительно редко [34].

Для богословского слуха св. Василия оно имело какой-то савеллианский привкус, смысл чего-то случайного. Посему он предпочитает "Ипостась" [35].

Иногда он говорит вместо "лицо" или "Ипостась" для обозначения, например, Петра, Павла или Иоанна: ο καθ εκαστον, т.е. местоимение "всякий" с членом определителем [36].

В частности, в отношении к пневматологическому учению св. Василий сделал большой шаг вперед. Он указал и подчеркнул особое свойство Духа, Его "Святыню." Благодаря Ему - сердец восхождение, немощных - руководство, труждающихся - совершенство. Он просвещает очищающихся от всякой скверны и делает их духовными через приобщение Ему [37].

"Благодаря Ему совершается наше уподобление Богу и через Него мы становимся Богом" [38].

Жизнь Духа - в освящении, в таинствах. Отсюда ясно, что Духа мы познаем не логически, не дискурсивно, а лишь сакраментально. Древняя Церковь не столько писала трактаты о свойствах Святого Духа, сколько жила в Нем. Стяжание Духа, создание нас Его храмом, обителью Святой Троицы, - вот заветы, которые можно почерпнуть из книги св. Василия о Святом Духе. Опытное, мы бы сказали, "экзистенциальное" познавание Духа определяло атмосферу тогдашних споров о Святом Духе и о Святой Троице. Не мудрствование о Духе, а духовная жизнь. В частности, трактат о Святом Духе важен и потому, что устанавливает древность призывания Святого Духа при всяком тайнодействии [39].

Страницы: 1 2 3


Интересные материалы:

Владимир Святославич, "выбор вер" и ислам
В 980-е годы, по "Повести временных лет", послы Владимира Святославича и сам князь вели переговоры о принятии ислама, однако в итоге остановились на христианстве, пришедшем из Византии. Знаменита фраза, якобы сказанная Владимиро ...

Обрядовая сторона древнегерманского язычества.
Скандинавское язычество – это суровая религия сурового народа. Там фигурировали человеческие жертвоприношения. Кроме того, были и животные жертвоприношения. Они совершались по разному поводу, во время праздников, при закладке дома глава с ...