Материалы по религии » Триадология Василия Великого » Отношение Василия Великого к арианству и полуарианству

Отношение Василия Великого к арианству и полуарианству
Страница 3

Чтобы составить себе ясное представление о тринитарном учении св. Василия, надо обратиться к его двум большим трудам "Против Евномия" и "О Святом Духе," дополняя их, там, где это нужно, и соответствующими местами из его переписки.

В основе всего его богословия лежит принцип апофатический. Это легло в основание его полемики с Евномием. "Сущность Божию знают только Единородный Сын и Святой Дух, мы же возводимы делами Божиими, и из творений уразумеваем Творца и познаем Его премудрость и благость" ("Против Евномия," I). "Ко спасению приводит нас не исследование: что такое Бог, но исповедание,что Бог есть" (там же). Если Евномий учил, что сущность Божия есть Его "нерожденность," то св. Василий учит о том, что "сущность не есть что-либо из непринадлежащего Богу, но самое бытие Божие." "Сущность Божия нерожденна, - согласен признать св. Василий, - но не сказал бы, что нерожденность есть сущность" (там же). Ни одно имя не может выразить сущности Божией. "Какая гордость думать, что найдена самая сущность Бога всяческих." Аврааму, Исааку и Иакову Бог не открыл Своего имени, а Евномию, по-видимому, не только имя, но и сущность Свою открыл Бог. Точно так же невозможно считать, что "порождение" есть характер сущности, а показывает лишь отношение Рожденного к Родившему, т.е. соотношение свойств, а вовсе не самую самостоятельность" ("Против Евномия," II). Вечность не то же, что и безначальность: нерожденный это тот, кто не имеет никакого начала себя и причины; а вечный тот, кто по бытию - прежде времени. Поэтому Сын, хотя не есть нерожденный, но однако, вечен.

Надо было постараться точно определить взаимоотношение понятий "сущности" и "Ипостасей ." "Сущность" есть общее понятие всякого бытия; "Ипостась" - понятие индивидуального бытия, конкретной реальности. Взаимное отношение их можно определить, как отношение "родового" к "личному," специфическому. Человек есть "усия," "сущность," Павел есть "Ипостась" [26].

Отличительным свойством Ипостаси, ее свойством является то, что обеспечивает ей самостоятельное бытие. "Сущность," "усия" есть бытие вообще; "Ипостась" есть определенное бытие, "бытие чем-то," окачествованное существование. Это все философски восходит к Порфирию, и, таким образом, каппадокийская терминология является в каком-то смысле христианским оправданием неоплатонизма. Недостатки такого определения будут указаны ниже. Важно в данном случае то, что мысль св. Василия не может примириться с употреблением в тринитарной терминологии выражения "одна Ипостась."

"Таким образом ты приходишь к понятию "Трех," - пишет св. Василий. - "Господь, Который установляет, Слово создает и Дух утверждает" [27]. "Один только Бог Отец, от Которого все, и Один Господь Иисус Христос, через Которого все" [28]. "Отец - основная причина, Сын - зиждительная, Дух - совершительная" [29].

Такими ясными выражениями св. Василий решительно отметает какое бы то ни было савеллианство. Три Ипостаси не суть какие-то "силы" или "модусы" Отца. С другой стороны, его мысль далеко опередила какой бы то ни было субординационизм III в. "Вы скажете, может быть, что Сын подчинен по числу Отцу, а Дух - Сыну; или вы, быть может, за одним только Духом признаете эту подчиненность в числе ? Если вы в самом деле подчиняете численно Сына, то вы возобновляете старое нечестие, а именно: неподобие сущности, умаленность порядка, последствие в рождении [30].

Страницы: 1 2 3 


Интересные материалы:

Таинство Евхаристии.
Более всего отступлений от древне-церковной практики у католиков в таинстве Евхаристии. Во-первых, младенцев до конфирмации не причащают. Во-вторых, причащение мирян совершается только под видом хлеба. Хлеб для Евхаристии употребляется пр ...

Введение.
Если вы читаете или говорите по-русски, хотите вы этого или нет, чувствуете или нет - вы находитесь в мире славянской культуры. А ведь многие обычаи как раз оттуда, из наших языческих времён. Там, в этом загадочном и необыкновенно интере ...