Материалы по религии » Триадология Василия Великого » Отношение Василия Великого к арианству и полуарианству

Отношение Василия Великого к арианству и полуарианству
Страница 3

Чтобы составить себе ясное представление о тринитарном учении св. Василия, надо обратиться к его двум большим трудам "Против Евномия" и "О Святом Духе," дополняя их, там, где это нужно, и соответствующими местами из его переписки.

В основе всего его богословия лежит принцип апофатический. Это легло в основание его полемики с Евномием. "Сущность Божию знают только Единородный Сын и Святой Дух, мы же возводимы делами Божиими, и из творений уразумеваем Творца и познаем Его премудрость и благость" ("Против Евномия," I). "Ко спасению приводит нас не исследование: что такое Бог, но исповедание,что Бог есть" (там же). Если Евномий учил, что сущность Божия есть Его "нерожденность," то св. Василий учит о том, что "сущность не есть что-либо из непринадлежащего Богу, но самое бытие Божие." "Сущность Божия нерожденна, - согласен признать св. Василий, - но не сказал бы, что нерожденность есть сущность" (там же). Ни одно имя не может выразить сущности Божией. "Какая гордость думать, что найдена самая сущность Бога всяческих." Аврааму, Исааку и Иакову Бог не открыл Своего имени, а Евномию, по-видимому, не только имя, но и сущность Свою открыл Бог. Точно так же невозможно считать, что "порождение" есть характер сущности, а показывает лишь отношение Рожденного к Родившему, т.е. соотношение свойств, а вовсе не самую самостоятельность" ("Против Евномия," II). Вечность не то же, что и безначальность: нерожденный это тот, кто не имеет никакого начала себя и причины; а вечный тот, кто по бытию - прежде времени. Поэтому Сын, хотя не есть нерожденный, но однако, вечен.

Надо было постараться точно определить взаимоотношение понятий "сущности" и "Ипостасей ." "Сущность" есть общее понятие всякого бытия; "Ипостась" - понятие индивидуального бытия, конкретной реальности. Взаимное отношение их можно определить, как отношение "родового" к "личному," специфическому. Человек есть "усия," "сущность," Павел есть "Ипостась" [26].

Отличительным свойством Ипостаси, ее свойством является то, что обеспечивает ей самостоятельное бытие. "Сущность," "усия" есть бытие вообще; "Ипостась" есть определенное бытие, "бытие чем-то," окачествованное существование. Это все философски восходит к Порфирию, и, таким образом, каппадокийская терминология является в каком-то смысле христианским оправданием неоплатонизма. Недостатки такого определения будут указаны ниже. Важно в данном случае то, что мысль св. Василия не может примириться с употреблением в тринитарной терминологии выражения "одна Ипостась."

"Таким образом ты приходишь к понятию "Трех," - пишет св. Василий. - "Господь, Который установляет, Слово создает и Дух утверждает" [27]. "Один только Бог Отец, от Которого все, и Один Господь Иисус Христос, через Которого все" [28]. "Отец - основная причина, Сын - зиждительная, Дух - совершительная" [29].

Такими ясными выражениями св. Василий решительно отметает какое бы то ни было савеллианство. Три Ипостаси не суть какие-то "силы" или "модусы" Отца. С другой стороны, его мысль далеко опередила какой бы то ни было субординационизм III в. "Вы скажете, может быть, что Сын подчинен по числу Отцу, а Дух - Сыну; или вы, быть может, за одним только Духом признаете эту подчиненность в числе ? Если вы в самом деле подчиняете численно Сына, то вы возобновляете старое нечестие, а именно: неподобие сущности, умаленность порядка, последствие в рождении [30].

Страницы: 1 2 3 


Интересные материалы:

Кхмерская империя IX-XIII века
Позже, в IX-XIII века во всей Юго-Восточной Азии доминировал буддизм Махаяны и индуизм, и центральную роль играла Кхмерская империя. В это время в Камбодже и соседнем Таиланде было построено 900 храмов. Храмовый комплекс Ангкор был в само ...

Никео-Цареградский Символ веры
Никео-Цареградский символ веры своим происхождением относят ко второму вселенскому собору, хотя протокольно это не выяснено. Есть разные предположения, каким образом этот символ стали относить ко второму вселенскому собору, но мы видим, ч ...