Введение
Страница 1

Изначально процесс осмысления древним человеком мира происходил через мифологию. Мифологическое сознание выступило как сложная форма освоения действительности при доминировании иррационального основания.

Становление мифологии, мифов, мифологического сознания имеет древнюю историю. В античности их исследованием занимались Аристотель, Эвтемер, Олимпиадор Младший; позднее Ф. Ницше, А. Кун, Ф. Шеллинг, Э. Тейлор, Г. Спенсер, К.Г. Юнг, Дж. Фрейд; в отечественной этнографии и фольклористике Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, А.Ф. Афанасьев, А.Н. Вознесенский; в последние годы представители разных наук В.Н. Топоров, Е.М. Мелетинский, С.С. Парамонов, М.И. Шахнович, А.Ф. Лосев, П.С. Гуревич, А.М. Пятигорский, Д.М. Угринович, Е.Г. Яковлев, В.М. Пивоев и др. Следует заметить, что ранние исследования абсолютизировали логико-гносеологический подход (рациональность) и недооценивали функционально-аксиологический подход (иррациональность). Современные исследования в методологическом плане утверждают синтез этих двух подходов. Рационализм открывает возможность дискретного понимания жизни, а иррационализм, согласно традиции «философии жизни», открывает осмысленно континуальность жизни иррационального, интуитивно-бессознательно.

Первобытные люди, создав мифы в коллективной деятельности, «архетипы коллективно-бессознательного» (К. Юнг), выразили первочеловеческое творчество своей эпохи. Важно выявить истоки коллективного стихийного мифотворчества, объективно необходимого в ту эпоху людям, не достигшего уровня «самосознания», в отличие от религии как отчужденного самосознания. В этом плане необходимо найти и постичь исторические закономерности генезиса мифа и его эстетических аспектов в их историческом развитии. Материнским лоном эстетической мысли была мифология, ибо с нее первобытный человек начал выделять в целом эстетическое как особое качество мировосприятия. Мифические представления первоначально есть стихийное, наивное отражение органической (для того времени) связи между человеком и природой, без осознания их закономерностей. Миф - это воображаемое преобразование действительности в коллективном мышлении.

Мыслящие первобытные люди, стоявшие на низкой ступени культуры, "обладают широкой философией природы" при ее освоении. Мифология же запечатлевала реальные процессы, происходящие в природе, в общественном бытии в целом, выступая как нерасчлененное синкретичное художественно - философское познание природы и общества. Мифы - это первая эстетико- поэтическая форма сознания древнего мира. «Одна из сторон существования - красота природных явлений, существующих объективно, более доступных человеку на самых ранних стадиях социального развития».

Становление эстетического в ходе эволюции антропоидов есть уход от стихийности, случайности в социуме, утверждение человеческой упорядоченности, совершенства, разумности, творческой свободы, активности разумного человека. В эпоху мустье появляются истоки мифологических представлений о «душе», «загробной жизни» (захоронение в Тешик-Таш ), а на их основе и элементы художественной деятельности.

Древние люди воспринимали эмоционально любое состояние природы. Мифологическое мышление основано на интенсивно-эмоциональном осмыслении, проникновении в таинство мира. Автор считает, что мифология - это таинство действительности, как-то осмысленное и преобразованное в воображаемой субъективной реальности. Ведь в древности природа была еще непонятной. Первоначально принцип формообразования природных явлений и вещей (орудий труда) для первобытного сознания реализовался в беспорядочности, несоразмерности и дисгармонии. В этой плоскости представленные древним человеком артефакты есть претворенный результат наличного воображения. «Первобытные люди смогли выделить себя из окружающей природы в качестве разумных существ путем переноса своей жизнедеятельности на орудия труда как на «свое другое».

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Что такое человек?
Итак, самое существенное, что открывает нам Рождество — это сущность человека. Основной вопрос древности было о Боге или богах: что Он (они) такое, каков Он, кто Он. Древний человек был предельно теоцентричен, даже, можно сказать, болен ...

«Имена» и «Титулы» Иисуса в Новом Завете
Выражения, включающие в себя «имя» Иисуса, часто встречаются в Новом Завете и имеют очень большое значение, потому что их употребление параллельно употреблению имени Бога в Ветхом Завете. Первые христиане без затруднений подставляли имя И ...