Материалы по религии » Религиозное возрождение в Беларуси в постсоветский период » Государственно-правовое регулирование религиозных процессов

Государственно-правовое регулирование религиозных процессов

Система государственно-правового регулирования религиозных процессов в республике пока еще находится в стадии формирования.

За прошедшее с 1992 года время, когда был принят Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», произошли глубокие изменения в политической и социально-экономической сферах общества, во многом предопределившие необходимость принятия нового закона, пересмотр нормативных актов с целью их конкретизации, детализации и устранения неясных и нечетких формулировок.

Если в качестве основных задач ныне действующего закона стояли высвобождение религии от уз государственной опеки и предоставление гражданам возможности свободно исповедовать веру, новый закон о религии должен устранить пробелы ныне действующего и вернуть рассматриваемому институту традиционное наименование — «свобода совести». Это имеет принципиальное значение, ибо сведение прав граждан в этой сфере исключительно к свободе вероисповедания неизбежно приводит к игнорированию или нарушению прав граждан на светское мировоззрение и свободомыслие. Ничто в содержании закона не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести, гарантированных Конституцией и вытекающих из международных договоров страны.

Закон «О свободе совести и религиозных организациях» должен определять и защищать обширный перечень прав религиозных организаций: права, которыми они пользуются в богослужебной практике; права, обеспечивающие воспроизводство религиозной деятельности; нормы, защищающие право собственности религиозных организаций; права на благотворительную и культурно-просветительскую деятельность.

Необходимо закрепить новую политику в отношениях государства и конфессий, усилить роль исполнительной власти при создании религиозных организаций и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью.

Такая позиция учитывает и международно-правовую практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля 1996 г. предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам — членам Европарламента — рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.

Внесение соответствующих поправок в действующее законодательство, исключающих всякую возможность для администрирования и ущемления прав верующих и неверующих, обеспечивающих четкое разграничение государственных и религиозных прерогатив, будет способствовать повышению уровня правового регулирования реализации свободы совести.


Интересные материалы:

Национальные религии. Иудаизм
Иудаизм является одной из древнейших национальных религий, он распространен главным образом среди еврейского населения. Впоследствии на его основе было основано христианство Иудаизм возникает в конце II тыс. до н. э. среди кочевых семитск ...

Волшебные сказки.
Ни одна волшебная сказка не обходится без вмешательства в жизнь человека чуда. Путем сопоставления сказок мне удалось установить сходство их фантастических сюжетов, идущих с древних. Эти рассказы были осложнены обрядово-магическими и ми ...