Египетская мифология
Страница 1

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - "Тексты пирамид" - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанных на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего Царства (26 - 23 вв. до н.э.); "Тексты саркофагов", сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего Царства (21 - 18 вв. до н.э.), "Книга мертвых" - составлявшаяся начиная с периода Нового Царства и до конца Древнего Египта, сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как "Книга Коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", "Амдуат" и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятия, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т.д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1 - 2 вв. н.э.), оставившего подробный труд "Об Исиде и Осирисе", и другое.

Египетская мифология начала формироваться в 6 - 4 тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сам ном также персонифицируется в образе особого божества: например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триада во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (напр., фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны; мемфисская - Птах, его жена Сехмет - богиня войны, их сын Немфертум - бог растительности, и т.д.). Женские божества, как правило, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но иногда его олицетворяли в образе женщины - богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли. Существовали представления, согласно которым небо - это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других - Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т.д. Плодородием полей ведала богиня - владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Интересные материалы:

Буддизм и искусство
В искусство буддизм принес совершенно определенные идеи: несовершение зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно – образный характер. С древнейших времен существовал традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда си ...

Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии
Несмотря на процесс дробления, который наблюдался в вятском старообрядчестве вплоть до конца XIX века, все же на территории Удмуртии сложились довольно крупные центры различных течений «старой веры», о которых знала вся губерния и которые ...