Египетская мифология
Страница 6

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как "тела", в которых эти божества воплощаются. Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами т росписями на мифологические темы. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т.д. В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего. В погребениях эпохи Нового Царства в большом количестве сохранились так называемые ушебти, особые фигурки, обычно в виде запеленатой мумии. Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.

Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке "Змеиный остров" ("Потерпевший кораблекрушение") действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. В другой сказке к Редедет, жене жреца Раусера, в образе ее мужа является бог Ра, и от этого брака рождается трое близнецов - детей основателей новой династии фараонов. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвиненный Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога-быка Баты). В сказке "О кривде и правде" младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает "Сын Осириса") описывается загробное царство, куда ведет он своего отца, и суд над мертвыми.

[1] Культурология. Курс лекций/Авт. и сост. Радугин А.А. М., 1997. С. 116

[2] Павлова О. И. Культура Древнего Египта // Древние цивилизации. М., 1989. С.45.

[3] Кармин А.С Культурология. СПб., 2001. С. 749

[4] Гегель Г.Ф. Соч., М., Л., 1935. Т. VIII. Философия истории. С. 186

[5] Варга Д. Древний Восток. У начал письменности. Будапешт,1979. С.51

[6] Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 102.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Интересные материалы:

Нравственное учение христианства
На первый план выдвигается ценность каждой отдельной личности, которая достойна любви. Из множества нравственных предписаний христианства, основными считаются любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог есть любовь – и о любви к невидимому Бог ...

Богослужение
Евреи считают, что человек может молиться Богу когда угодно и где угодно. Каждый религиозный еврей обязан молиться три раза в день – утром, днем и вечером. Талмуд разрешает молиться на любом языке, но предпочтение отдается ивриту. Еврейск ...