Египетская мифология
Страница 6

Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как "тела", в которых эти божества воплощаются. Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами т росписями на мифологические темы. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т.д. В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего. В погребениях эпохи Нового Царства в большом количестве сохранились так называемые ушебти, особые фигурки, обычно в виде запеленатой мумии. Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.

Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке "Змеиный остров" ("Потерпевший кораблекрушение") действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. В другой сказке к Редедет, жене жреца Раусера, в образе ее мужа является бог Ра, и от этого брака рождается трое близнецов - детей основателей новой династии фараонов. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвиненный Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога-быка Баты). В сказке "О кривде и правде" младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает "Сын Осириса") описывается загробное царство, куда ведет он своего отца, и суд над мертвыми.

[1] Культурология. Курс лекций/Авт. и сост. Радугин А.А. М., 1997. С. 116

[2] Павлова О. И. Культура Древнего Египта // Древние цивилизации. М., 1989. С.45.

[3] Кармин А.С Культурология. СПб., 2001. С. 749

[4] Гегель Г.Ф. Соч., М., Л., 1935. Т. VIII. Философия истории. С. 186

[5] Варга Д. Древний Восток. У начал письменности. Будапешт,1979. С.51

[6] Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 102.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Интересные материалы:

Предыстория Инквизиции
Когда в начале XII в. папа Иннокентий III приказал начать преследования еретиков, он тем самым провозгласил рождение инквизиции, хотя, как таковая, она была создана на постоянной основе лишь при папе Григории IX. Сам термин “инквизиция” б ...

Божество огня и солнца: Сварог, Сварожич, Дажьбог
Еще одним божеством небесного пантеона славян был Сварог. Функционально Сварог связан с огнем и небесной сферой, следовательно, с небесным огнем. В древности люди верили, что земной огонь порождается огнем небесным. И, действительно, в во ...