Религия ведийских ариев.

Религиозно-мифологический мир древних ариев был древене и многослоен. К самому раннему его слою относились божества, принадлежавшие к периоду индо-европейской общности. Арии почитали их за много веков до вторжения в Индию и за много тысяч километров от нее, в евразийских степях, где, по всей вероятности, некогда жили их предки. Следующий слой образовывали индо-иранские боги (индо-европейское единство распалось, примерно в III тыс. до н.э. и индо-арии отделились от иранцев).

К числу древнейших ведических божеств относились Диаус - бог небес, отец и Притхви - богиня земли, мать. Позднее их место заняли Варуна, бог неба и Индра, бог грома и дождя. Богам придавали антропоморфные черты, приписывали человеческие поступки и образ жизни. Первоначально все боги были смертны (тапуа). Им всем были присущи натурмифологические черты. По представлениям древних индийцев, Вселенная состояла из трех сфер-миров (лока): земли, воздушного пространства и неба и называлась "трилока" (три мира).

Соответственно был представлен и мир богов: Митра, Варуна, Сурья, Пушан, Вишну, Ушас, Ашвина, Савитар и Адитьи относились к богам неба. Индра, Марута. Рудра, Ваю-Вата - к богам воздуха, а к богам земли - Агни, Сома и Брихаспати.

Высшим божеством считался Индра-громовержец, он был царем (раджей) богов. Его главный подвиг - убийство демона засухи Вритры. Агни был верховным жрецом.

Всеведущий и всевидящий Варун ведал вопросами истины и нравственного порядка (рита) и выступал нравственным руководителем всех божеств. Помимо благодетельных божеств, были и демонические, которые приносили людям несчастья, болезни и разорения.

Существенной чертой ведических богов были их благожелательность, они были друзьями людей.

Наряду с молитвами богам совершали жертвоприношения, которые служили средством сделать приятное богам и снискать их милость к жертвователю. Ни храмов, ни алтарей, ни священных изображений не было.

Гимн и молитвы, которые арии возносили своим богам, запечатлены в Ригведе. Она считается самой древней и авторитетной среди вед. Ключом к ее пониманию служит отраженная в ней мифология, прежде всего, космогония. Космогонические гимны Ригведы посвящены поискам первопричины бытия. Ее видят то в боге-творце Вишвакармане, то в жертвоприношении первочеловека Пуруши, то в Золотом зародыше и т.п. Причастен к сотворению космоса и Индра.

Сотворенный космосом представлялся ариям состоящим из трех миров или сфер, населенных богами, людьми и иными существами. Центральным обрядом ведийской религии было жертвенное возлияние ритуального напитка сомы.

Ключевым мифо-ритуальным символом всего круга явлений является мировое древо и сопутствующие ему образы. Ведийская космогония оперировала понятиями яджня (жертва), тапас (жар, тепло), майя (магическая сила) и т.п. Из ведийской мифологии, наложившейся на еще более древнюю протоиндийскую, выросла впоследствии вся сложная мифология индуизма. Многие идеи и представления ведийского мировоззрения получили в индуизме долгую жизнь.

Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые находились в монопольном владении традиции учителей и учеников. Представители разных традиций собирались на "ассамблеи" для обсуждений-диспутов. В них принимали участие и странствующие учителя.

Деятельность школ была важна для становления будущей философии.


Интересные материалы:

Второй переходный период (1785 – 1571 гг. до н.э.)
Слово «гиксосы» образовано из двух египетских слов, которые означают «правители чужих стран». «Чужие страны» были, вероятно, странами Юго-Западной Азии. Гиксосы, судя по всему, представляли собой сложный конгломерат множества различных пл ...

Один
Один – глава богов и отец асов. «Один, – пишет Снорри, – знатнее и старше всех асов . Одина называют Всеотцом .» («Старшая Эдда», древнеисландские песни о богах и героях. – Перевод А. Корсуна, под ред. Стеблин-Каменского. М.1963.) Как пат ...