Арианство

Ариани, последователи Ария, самого известного из еретиков, потрясших церковь в IV-м веке. Арий был пресвитером в Александрии, впервые сформулировал свою доктрину в 318 году. Он утверждал, что Сын не вечен, не существовал до рождения, не являлся безначальным, т.е. был творением.[29]

Что касается учения ариан о природе Святой Духа, то многое, о чем учили ариани по интересующему нас вопросу не известно. Известно, что они, как и Сына, считали Духа Святого творением. Картешев пишет, что ариани «определенно проповедуют, что Дух Святой есть творение».[30] Болотов пишет, что арианское славословие Бога выражается в форме: «слава Отцу чрез Сына во Святом Духе», в отличие от общепринятого церковью: «Слава Отцу и Сыну и Святой Духу».

В учении ариан видно, как минимум два слагаемых учения о природе Святой Духа:

- Святой Дух - творенье, было время, когда Его не было, и настал момент, когда Он был сотворен.

- Святой Дух - личность. Это можно заключить из одинаковости учения о тварности Христа и Святого Духа, и из признания Арианством Отца, Сына и Святого Духа. И если Христос проявил Себя, как личность, то логично предположить, что Святой Дух есть тоже личность, которая, так же как и Христос возвышается над другими творениями.


Интересные материалы:

Религиозная сфера России. Религиозные объединения в Вологодской области. Религиозная ситуация в России
В 90-е годы прошедшего века произошли кардинальные изменения в политико-экономической и социальной жизни страны, серьезным образом изменившие ее конфессиональную сферу. Упразднение ограничений свободы вероисповедания привело к значительно ...

Ветхозаветные и иудейские истоки
Ожидание Мессии из рода Давидова восходит еще ко временам Плена, ибо главным в представлениях о Мес­сии было восстановление престола Давида и освобож­дение Израиля от (чужеземных) угнетателей. Это ожи­дание было одновременно следствием и ...