Арианство

Ариани, последователи Ария, самого известного из еретиков, потрясших церковь в IV-м веке. Арий был пресвитером в Александрии, впервые сформулировал свою доктрину в 318 году. Он утверждал, что Сын не вечен, не существовал до рождения, не являлся безначальным, т.е. был творением.[29]

Что касается учения ариан о природе Святой Духа, то многое, о чем учили ариани по интересующему нас вопросу не известно. Известно, что они, как и Сына, считали Духа Святого творением. Картешев пишет, что ариани «определенно проповедуют, что Дух Святой есть творение».[30] Болотов пишет, что арианское славословие Бога выражается в форме: «слава Отцу чрез Сына во Святом Духе», в отличие от общепринятого церковью: «Слава Отцу и Сыну и Святой Духу».

В учении ариан видно, как минимум два слагаемых учения о природе Святой Духа:

- Святой Дух - творенье, было время, когда Его не было, и настал момент, когда Он был сотворен.

- Святой Дух - личность. Это можно заключить из одинаковости учения о тварности Христа и Святого Духа, и из признания Арианством Отца, Сына и Святого Духа. И если Христос проявил Себя, как личность, то логично предположить, что Святой Дух есть тоже личность, которая, так же как и Христос возвышается над другими творениями.


Интересные материалы:

Старообрядчество за рубежом
«За рубежом» – значит вне России, за ее пределами. В наше время трудно указать хотя бы одно царство или страну, где бы совсем не было старообрядцев: рассеяны они по всему земному шару. Бегство русских благочестивых людей началось вскоре ...

Особенности протестантской веры
Единственный источник веры – Священное Писание. Спасает только вера, а не дела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявляется в добрых делах. Все уверовавшие во Христа уже спасены. К совершившемуся спасению ничего прибавить уже н ...