Материалы по религии » Египетские боги - их взлеты и падения как отражение ситуации в стране » Ранний династический (протодинастический) период (3110 – 2665 гг. до н.э.). Гор или Сет?

Ранний династический (протодинастический) период (3110 – 2665 гг. до н.э.). Гор или Сет?

Начало цивилизации в Египте отмечено значительным событием – объединением страны в единую нацию, границы которой простирались от моря на севере до первого асуанского порога на юге. Известно очень мало о том, что предшествовало этому объединению. Очевидно, мелкие племенные группы постепенно сливались и формировали более крупные социальные и политические группировки. Одно время Египет мог состоять из десятков мелких государств под управлением местных вождей[6]. Эти мелкие группы в конце – концов объединились в два значительных по размеру царства. Каждое царство имело собственный набор символов и знаков высшей власти – инсигний, собственных богов и богинь. Царь верхнего Египта (Юга) носил особую белую корону, царь Нижнего (Севера) – красную. По одной из версий, верховным богом Юга считался Гор, еще один участник мифа об Осирисе, а Севера – бог Сет. Согласно этому мифу, Гор являлся сыном Осириса и Исиды и в жестокой рукопашной битве победил своего дядю Сета и вернул себе трон.

В египетской мифологии Гор и Сет – антагонисты, и антагонизм этот многозначителен. С одной стороны он отражал противоречия, заложенные в природе: Гор представлял небо и свет, Сет – землю, бурю, мрак. С другой стороны здесь нашли отражение политические столкновения между воюющими египетскими областями[7].

Основатель I династии царь Верхнего Египта Менес завоевал Север и сделался первым царем обеих египетских земель. Завоевав Север, Менес принял его инсигнии – символы власти, его обычая и богов. В свою титулатуру цари I династии обязательно включали имя Гора, бога – победителя, бога – сокола, который отождествлялся с царем. Имя Гора писалось в прямоугольной рамке серех, представлявшей собой упрощенное изображение фасада царского дворца. На крыше дворца сидел Гор, и его фигура читалась как титул: Гор такой-то и такой-то (как царь такой-то и такой-то[8].

Казалось бы, Гор победил Сета не только в мифе. Однако во времена II династии произошли события, которые вывели Сета на время в ранг победителя. Царь, который первоначально именовал себя Гор Сехемиб, вдруг меняет свое имя, меняет всю структуру. Его имя стало Перибсен, и его серех был увенчан животным Сета (похожим на лань) вместо Гора – сокола. Такая смена ритуала могла означать лишь значительные события с важными последствиями. Не было ли это попыткой ввести монотеизм? Большинство египтологов отвечают отрицательно[9]. Надписи в этот период столь скудны, что их, можно сказать, практически не существует. Трудно узнать все подробности и причины религиозной борьбы в период II династии.

Документально известно лишь то, что конфликт продолжался несколько поколений. Нижний Египет был во власти сепаратистских настроений. Задачу по окончательному воссоединению страны завершил царь Хасехемуи ( «Вид Двух Властей»). Его имя могло означать две власти старых врагов Гора и Сета, под покровительством которых теперь находился правитель. Серех этого царя был увенчан обоими богами. Очевидно, именно таким образом Хасехемуи дал понять, что именно он решил задачу окончательного объединения Египта в централизованное государство.

Вывод

: извечная борьба Гора и Сета, являвшаяся на протяжении этого периода отражением борьбы двух отдельных царств, закончилась их мирным сосуществованием, означавшим объединение Египта.


Интересные материалы:

Одежда. Понятие о хиджабе. Основные требования к одежде
Требование скромности и умеренности во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами касается и тех и других, что проявляется как в поведении, так и в одежде. Вопреки распространенному мнению, в немусульманских странах именно мусульмане с ...

Второе пришествие Христа
"Второе пришествие Христа - блаженное упование церкви - явится величественным завершением дела Евангелия. Пришествие Спасителя будет буквальным, личным, видимым и охватывающим весь мир . Время этого события не открыто, и потому мы пр ...