Материалы по религии » Египетские боги - их взлеты и падения как отражение ситуации в стране » Среднее царство (2134 -1786 гг.). XI и XII династии. Появление великого Амона –Ра.

Среднее царство (2134 -1786 гг.). XI и XII династии. Появление великого Амона –Ра.

Гераклеополь в период X династии был самым сильным из всех городов – государств разделенной страны и, казалось, был на пути к тому, чтобы возглавить новое объединение. В искусстве и военной мощи он опережал своих современников, в литературе он дал произведения исключительно высокого качества. Однако – еще раз – завоеватель пришел с Юга.

Вокруг города Фивы, расположенного в 450 милях к югу от Мемфиса, сплотились южные номы, не признавшие власть Гераклеополя. Между этими номами разгорелась ожесточенная борьба за власть. Какое-то время, благодаря союзу с Ассиутом, правители Гераклеополя сдерживали агрессивный напор Фив.

Но с приходом к власти в Фивах нового правителя – Ментухотепа, который считался величайшим воителем, победа оказалась на стороне Фив. Жители этой местности поклонялись своему фиванскому богу Амону (местный вариант бога плодородия Мина). Со времени XI династии (основателем которой явился Ментухотеп) Амон начинает отождествляться с богом солнца Ра и становится Амоном-Ра. С этого времени и начинается его возвышение, закончившееся тем, что культ его позднее был возведен в ранг государственной религии. Сам он станет универсальным богом, стоящим во главе всего египетского пантеона.

Преемником Ментухотепа и основателем XII династии стал фараон Аменемхет. Первым делом он перенес столицу из Мемфиса на север страны. Она называлась Иттауи («Владение Двумя Землями») и находилась к северу от Фаюма[19]. Однако даже такой перенос не мог теперь нанести удара по престижу великого Амона-Ра, хотя П. Монтэ и награждает Амона эпитетом «выскочки среди древних египетских богов». «Он обосновался в Фивах, когда давно уже началась династическая эпоха. Египтяне дали ему в супруги Мут и сделали Хонсу его сыном, потому что как-то неудобно самому могущественному богу быть без семьи»[20].

Несмотря на значительные успехи в экономике (крупнейшие ирригационные работы в Фаюмском оазисе, в Дельте, освоение нового металла – бронзы), в сельском хозяйстве (появление новых орудий труда, новых пород сельскохозяйственных животных) и успешные завоевательные походы ( в Нубию), напряженность между центральной властью фараона и номовой знатью снова обострилась.

Народные массы были недовольны усиливавшимся гнетом, - все это в результате привело к ослаблению Египта в конце Среднего царства, чем и воспользовались племена гиксосов.

Вывод:

появление на вершине египетского пантеона великого Амона-Ра опять показало, на чьей стороне сила – на этот раз она оказалась на стороне правителей Фив (одним из местных богов которых Амон и являлся), которые в результате ожесточенных войн за объединение и власть над страной стали победителями и основали новую династию.


Интересные материалы:

Промысловый культ
Очень архаичный облик имела также вера в многочисленных духов природы; таковы духи земли эльфы, горные тролли, водяные никсы, подземные гномы и др., частью дружественные людям, частью враждебные им, нередко любители подшутить и посмеяться ...

Религия в Украине. Современное положение христианства в Украине
Религия и ее развитие как социальное явление непосредственно связаны с этнической структурой общества. Становление и эволюция религии в Украине проходит ряд этапов, связанных с этапами становления украинского социума: родоплеменные предст ...