Второй переходный период (1785 – 1571 гг. до н.э.)

Слово «гиксосы» образовано из двух египетских слов, которые означают «правители чужих стран». «Чужие страны» были, вероятно, странами Юго-Западной Азии. Гиксосы, судя по всему, представляли собой сложный конгломерат множества различных племен и этнических групп[21]. Использовав ослабление Египта в конце Среднего царства, пришельцы оккупировали всю Дельту, а затем распространили свою власть и в Верхнем Египте. Египет стал частью обширного гиксосского государства. Правители гиксосов образовали XV и XVI (условно) династии. Правителей XV династии было шестеро, и правили они более столетия. В одном из египетских царских списков каждому из этой шестерки присвоен титул «правителя чужих стран». Власть их распространялась по меньшей мере на Средний Египет, а одно время и на всю страну. «Правители гиксосов быстро и всесторонне ассимилировались в египетской культуре, включая иероглифическое письмо, египетский царский титул и поклонение старым богам. В особенности они почитали Сета, врага Осириса. Это можно объяснить сходством Сета с одним из их собственных богов»[22]. Здесь нужно сказать о том, что бог Сет издавна считался покровителем Дельты и северных земель вообще. Роль злодея, убийцы и предателя – лишь одна из его ипостасей.

По другим представлениям, восходящим к глубокой древности, он «играл роль могучего бога – воителя, который помогал Ра и боролся с его врагом, змеем Апопом. Эти две взаимоисключающие традиции просуществовали до поздних периодов египетской истории»[23]. Однако отождествление Сета с богом гиксосов способствовало его дурной славе, и в дальнейшем всё более получали перевес представления о Сете как о боге, олицетворяющим злое начало.

Борьбу с завоевателями возглавили правители Фив, где, как уже говорилось, находился центр культа бога Амона-Ра. «Было очевидно какое-то особое качество в воздухе южных областей, сосредоточенных вокруг Фив, склонявшее южан к непокорности»[24]. Честь окончательного изгнания гиксосов из страны принадлежит царю XVIII династии Яхмосу I, который взял последний оплот гиксосов в Египте – крепость Аварис, а затем преследовал бегущее вражеское войско до Шарухена в Южной Палестине и там дал другую великую битву после трехлетней осады.

Изгнание гиксосов положило начало эпохе Нового царства и возрождению египетской государственности.


Интересные материалы:

Монархиантво
Монархиани (допускающие в Боге единое лицо) или антитринитариани (противо-троичники) – представители ереси конца второго и третьего веков. По своим представлениям о природе Троицы они делятся на динамистов и модалистов. И отдельно от учен ...

Попытки восстановления древлеправославной веры.
Раскол Русской Церкви совершился не сразу. Определения собора были настолько ошеломляющими, в них было так много безумия, что русский народ счел их за дьявольское наваждение. Многие думали, что царь обманут приезжими греками и западниками ...