Религия и права человека
Страница 1

Народ России, избавившийся от тотального рабства, рабства духовного, политического и экономического, утверждавшегося коммунистической диктатурой в течение долгих десятилетий, ныне пребывает в состоянии апатии и растерянности. Население сейчас с недоверием и неприязнью относится к любой власти, государственный произвол и государственная пропаганда вызывают в лучшем случае неприятие. Отношение россиян к событиям в Чечне ясно продемонстрировало, что народ почти автоматически не приемлют государственного насилия.

Однако естественно, что пребывание нескольких поколений в состоянии неволи оставило неизгладимый отпечаток в народной душе. Нынешнее российское свободолюбие лишено твердых мировоззренческих оснований, оно не более чем стихийный, эмоциональный протест против произвола и насилия.

Неудивительно, что с продвижением «реформ российское общество не становится лучше, справедливее, гуманнее. Неуважение к человеческой личности, доставшееся России от прошлого, остается постоянной тяжкой болезнью нашей государственной и общественной жизни.[4] Россия - страна христианской цивилизации, и только осознание основных ценностей христианской антропологии - уникальности и неповторимости человеческой личности, ее центрального значения в государственной и общественной жизни может остановить то пагубное развитие страны, которым она движется сейчас. Права человека, правовое государство, демократия - все эти ценности рождены в недрах христианской цивилизации, их возникновение и развитие было предопределено Благой Вестью, провозгласившей человека Образом и Подобием Божьим, Богосыновство человека.

Христианство десакрализировало светскую власть и сделало любой земной авторитет относительным; человеческая совесть, стремление личности к добру и правде стали основным мерилом жизни государства и общества. Многие граждане стран христианской цивилизации могут потерять веру, но они живут ценностями, которые дало им христианство. Свобода слова и свобода собраний, право избирать и быть избранным, право на свободу частного предпринимательства и справедливое публичное судебное разбирательство современному среднему гражданину России представляются куда более важными и существенными, чем свобода совести - принцип, к которому он, как правило, не имеет никакого личного касательства.

Признание свободы совести - это признание личной подотчетности человека Богу, признание этой связи как основы человеческого существования, мировоззренческой основы, оградившей человека от власти кесаря и толпы. Все остальные права и свободы - лишь производное от основной свободы - свободы веры. И любой гражданин может даже не верить в Бога, достаточно ему осознать, что его отношения с Богом, если бы Он был, - вне сферы посягательств окружающих, и уже одно это бережет его лучше любого «рынка» и «всенародно избранного первого президента свободной России».[5]

Не только коммунистическое, но и дореволюционное прошлое России во многом противоречит идеалам свободы и прав человека, а значит, и свободе совести и свободе религии. Многие западные историки, например А. Тойнби, выделяли Россию из европейской цивилизации, имплицитно имея в виду при этом, что Россия не совсем христианская [6]цивилизация. Действительно, в истории России можно найти много «своеобразного» - сакрализацию власти, относительную неразвитость правового сознания, слабость гражданского общества, изоляционизм в духовной жизни. Преследования неправославных христианских меньшинств - старообрядцев, протестантов, русских католиков были более суровы и продолжались дольше, чем в большинстве других христианских странах. Однако следует помнить, что демократия и права человека утвердились в полной мере во многих странах Европы и Америки сравнительно недавно. Необходимо помнить, с какой легкостью в России приживались европейские идеи и европейский духовный опыт, что благодаря проповеди Нила Сорского еще в XV в. Россия чуть не стала первой страной в мире, провозгласившей свободу совести принципом государственной политики. Логика развития христианской цивилизации, несмотря на все национальные особенности», неотвратимо работала и в России. Крещение Руси в 988 г. неизбежно должно было в итоге рано или поздно привести к провозглашению свободы совести, равно как и других прав человека, к победе демократии.

Ненависть к религии прежних властителей страны сменяется циничным наплевательством новых хозяев России. Ни во что не веря, они, однако, считают возможным для себя манипулировать религией в корыстных политических целях. На волне демократизации российское общество добилось по-настоящему либерального законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. Политиканы всех мастей увидели удобный объект для манипулирования в Русской православной церкви, духовно, морально и интеллектуально ослабленной за годы коммунистического режима.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Откровение или открытие
Главный вопрос состоит в том, кто же, Бог или человек, должен быть в центре нашего внимания. В религиозных исследованиях постоянно преобладает акцент на человеке, человеческой природе и опыте, таким образом, имеется тенденция к превращени ...

Принципы толкования поэзии.
Основные характеристики поэтического жанра, рассмотренные выше, помогают нам сформулировать некоторые принципы толкования библейской поэзии. 1. Поэзия выражает определенное содержание при помощи строго определенных форм, поэтому перед то ...