Материалы по религии » Религоведение » Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии

Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии
Страница 1

Слово «религия» в переводе с латинского языка означает «набожность», «благочестие», «святыня», «предмет культа». Религия - одна из форм общественного сознания, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и той или иной разновидности сверхъестественного. Вера в сверхъестественное - главный признак религии. Поэтому религию часто определяют как систему отношений, связывающих человека с Богом (или богами, духами). Таким образом, понятие религии непосредственно связано с понятиями «Бог», «сверхъестественное». «Бог» - верховная сверхъестественная сущность, которая, согласно различным религиозным учениям, наделена высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является творцом мира, обусловливает все, что в этом мире происходит. «Сверхъестественное» - под этим понятием понимается все, что выходит за рамки естественных законов природы, чувственного опыта людей, не подчиняется законам материальной природы и не имеет естественных причин. Верующие представляют себе сверхъестественное не только в виде сверхъестественных существ (боги, духи), но также и в виде сверхъестественных объектов (рай, ад), процессов (сотворение мира, воскрешение мертвых), свойств реальных объектов (чудотворные иконы, способность реликвий; влиять на людей) отношении (связь между молитвой и ожидаемым результатом

Религиозная вера занимает особое место в религии и психике ее носителей. Поскольку ее предметом является нечто трансцендентное (потустороннее - находящееся вне материального мира) постольку она не подлежит, по мнению верующего человека, эмпирической проверке, не включена в общую систему познания и практики. Так немецкий философ И. Кант (1724 - 1804) считал что существование Бога нельзя с помощью логики ни доказать, ни опровергнуть. При этом следует подчеркнуть, что религиозная вера является главнейшим условием существования любой религии но вера в сверхъестественное может существовать и вне конкретной религии (пример: эзотерические учения и объединения).

Религиозные представления возникают в эпоху верхнего палеолита, примерно 40 тыс. лет назад Феномен религии непосредственно связан с завершением процесса антропогенеза, с появлением и развитием человеческого интеллекта, речевой деятельности. Поэтому религия, с одной стороны как бы отделяет человека от животного, а с другой - является обязательным элементом развития и становления человеческой цивилизации. По мере усложнения устройства человеческого общества соответственно видоизменяются и усложняются религиозные представления.

Религии возникают и существуют в результате действия целого комплекса причин. Совокупность причин, породивших и поддерживающих существование религии, называют корнями религии. Различают социальные (общественные), гносеологические (познавательные) и психологические (эмоциональные) корни религии.

Социальные корни религии — это породившие и поддерживающие существование религии особенности практической деятельности людей. Главным социальным корнем является относительная слабость человеческой практики, то есть неспособность людей своим трудом и своими поступками устранить нежелательные для себя явления (голод, нищету, эксплуатацию, угнетение др.), по-разному проявляющаяся в первобытном и классово антагонистическом обществе. В первобытном обществе — это главным образом бессилие по отношению к природе, а в антагонистическом обществе — по отношению к эксплуатации и политическому гнету. Важным социальным корнем, имевшим место в различные периоды истории, является также бессилие людей перед стихийными социальными законами. К социальным корням религии относятся и конкретные общественные явления, по отношению к которым проявляется бессилие масс: войны, нищета, кризисы и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Интересные материалы:

Имена и титулы Иисуса в Новом Завете. «Имя» Иисуса
Выражения, включающие в себя «имя» Иисуса, часто встречаются в Новом Завете и имеют очень большое значение, потому что их употребление параллельно употреблению имени Бога в Ветхом Завете. Первые христиане без затруднений подставляли имя ...

Особенности философии буддизма. Философия в Древней Индии
Историки выделяют в реальной истории Древней Индии следующие восемь периодов: 1) первобытнообщинный строй аборигенов (дравиды и кушиты) Индустана; 2) протоиндийская цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро (второе тысячелетие до н.э.), найде ...