Материалы по религии » Религоведение » Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии

Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии
Страница 2

Социальные корни религии являются главными, определяющими. Это значит, что они обусловливают существование как гносеологических, так психологических корней.

Под гносеологическими корнями религии понимаются породившие и поддерживающие существование ее особенности познавательной деятельности людей. Главным гносеологическим корнем религии является ограниченность знаний людей о природе и обществе, что оставляет место для различных фантазий и измышлений. Другим гносеологически корнем религии является сложность процесса познания, в котором возможны ошибки и заблуждения, многие из которых становятся религиозной фантазией. Еще один гносеологический корень религии - способность к абстрактному мышлению: умение мысленно расчленять предметы на части, отделять свойства от предметов, находить общее в разных предметах и т. п. Например, наблюдая за больными, первобытные люди выработали понятие «болезнь», которое является абстракцией свойства человека «болеть». Однако понятие «болезнь» стало восприниматься как самостоятельное существо (дух), которое якобы то входит в организм, то удаляется от него.

Психологические корни религии - это такие особенности эмоциональной деятельности людей, как чувство страха и переживание страдания (горя). Они становятся источниками религии только тогда, когда занимают устойчивое положение в психике, вызываются сравнительно часто и переживаются глубоко. Давно подмечено, что в кризисные периоды жизни общества усиливаются всплески религиозности населения.

Собственно, изучение религии как предмета религиоведения начинается на рубеже XVIII XIX вв., когда появляются исследования Ш. Дюпюи, ученых мифологической школы (братьев Я. и В. Гримм, М. Мюллер, А. Кун, В. Шварца, А. Н. Афанасьева, А. А. Потебни и др.), которые объясняли возникновение религии олицетворением древних астрально-мифологических культов. Наиболее весомый вклад в религиоведение сделали в XIX - XX вв. представители антропологической школы, предтечей которых был Л. Фейербах. Виднейшим ученым атропологической школы был Э. Тейлор; который утверждал, что религиозные представления создаются силой сознания и эмоций. Атропологи-эволюционисты развили теорию Тейлора, уточняя ее положения в трудах Д. Фрезера, Л. Леви-Брюля, Дж. Хыоитта,Р. Маретт, К. Прейсс и других.

В XX веке развиваются идеи прамонотеизма в трудах католического священника В. Шмидта, а также появляются работы 3. Фрейда, где религия рассматривается как следствие сублимации навязчивых желаний. Получают развитие социологическая школа Э. Дюркгейма, объявившего религию общественным явлением, а также прагматическое направление в США (Д. Дьюи, У. Джельс и др). Из современных ученых второй половины XX века наиболее известным является философ-структуралист Клод Леви-Стросс, трактующий религию как феномен человеческой цивилизации.

Религия представляет собой сложное социальное явление. В его структуре обычно выделяют элементы: религиозное сознание, религиозные отношения, религиозную деятельность, религиозные организации. Религиозное сознание — это форма общественного сознания, совокупность идей, мифов, догм, взглядов, представлений, чувств, эмоций, традиций и обычаев, в которых отображаются окружающий мир через представления о сверхъестественном. Главным специфическим признаком религиозного сознания является религиозная вера, особенностью которой является бездоказательное признание истинности религиозного учения, существо­вания сверхъестественных сил, абсолюта (Бога).

Аспектами религиозного сознания являются религиозная идеология и религиозная психология, в совокупности и определяющие сущность религиозного сознания.

Религиозная идеология — это более или менее стройная система религиозных идей, взглядов и представлений, догматов, утверждений, предписаний, содержащих последовательное изложение религиозных взглядов и представлений о мире в целом, а также о различных сторонах бытия — природы, общества, человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Интересные материалы:

Возникновение ислама
Ислам возник в начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Эту территорию населяли арабские племена, занимавшиеся преимущественно скотоводством. В то время через Западную Аравию проходил караванный путь, что привело к появлению на Арав ...

Жанровый анализ.
1. Значение жанрового анализа для понимания текста. а) Определение понятия «жанр». Рассматривая текст Писания как литературный текст, мы обнаруживаем чрезвычайное разнообразие литературных приемов, которыми пользовались авторы библейски ...