Материалы по религии » Религоведение » Буддизм: истории и современность

Буддизм: истории и современность
Страница 2

1) не убивать никакого живого существа;

2) не говорить неправды;

3) не брать себе не принадлежащее;

4) не прелюбодействовать;

5) не применять возбуждающих средств;

6) не есть после полудня;

7) не участвовать в увеселениях;

8) не употреблять мазей духов, не носить украшений;

9) не спать в широкой, высокой, мягкой постели;

10) не иметь золота, серебра, драгоценностей.

В буддизме человеческая личность, как и вся природа внешнего мира, - не что иное, как меняющееся сочетание постоянно движущихся элементов (дхарм). Фактически отрицая существование души (анатман), буддизм вводит понятие «сантана» (букв, «поток», «последовательность»). Личность - лишь ряд взаимосменяющих друг друга состояний, но она остаётся чем-то единым, и все ее элементы (дхармы) сохраняют связь между собой. Это происходит благодаря некоему внутреннему фактору (прапти).

Буддизм своеобразно трактует карму. За свои поступки ответственность несет сам человек, и изменить его карму никто, даже Бог, не может. В этом смысле новое существование, перерождение - результат действия (карм), зафиксированных в прошлом.

Высшая цель буддизма - нирвана («успокоение», «угасание»). Это достигнутое личными усилиями высшее состояние, когда человек освобождается от всех земных привязанностей и страстей, его сознание уга­сает, он покидает сансару, прекращается действие закона кармы и движение дхарм. Нирвана - не смерть (буддизм отрицает вечную смерть). Она рассматривается как особое состояние, которое невозможно описать в образах, её точного определения в канонических текстах нет. Иногда говорится, что она «высшее блаженство», «высшая цель» (в смысле прекращения страдания и завершения «пути»).

В конце I в. до н. э. — I в. н. э. в буддизме выделились два главных направления — хинаяна и махаяна. Они отличаются, главным образом, тем, что хинаяна (малая колесница) проповедует «узкий» путь спасения для части людей, а махаяна (большая колесница) — «широкий» путь спасения для всех.

Хинаяна — не самоназвание. Так обозначаются те школы, учение которых восходит к раннему буддизму. К настоящему времени сохранилась одна школа

— тхеравада. Согласно хинаяне, конечная цель спасения — нирвана, достичь которую могут только аскеты — члены сангхи — личными усилиями, на основе учения Будды. Сам Будда здесь признаётся не богом, а человеком, достигшим в своем развитии совершенства (просветления), учитель, открывший людям путь спасения. В хинаяне для достижения спасения необходимо исполнять все десять предписаний «Панчашилы», регулярно заниматься практикой концентрации мысли и медитацией, отказываться от любой жизненной активности. Культ и иерархия духовенства не развиты.

Махаяна, в отличие от хинаяны, провозглашает универсальный характер освобождения: возможность достигнуть состояния Будды дается всем лю­дям, так как они имеют изначальную сущность Будды. В махаяне цель буддизма может быть достигнута легче, скорее, более простыми средствами. Поэтому в современном Буддизме махаяна более популярна, чем хинаяна. Примерно 2/3 всех буддистов

— последователи махаяны.

Центральное место в махаяне занимает учение о бодхисатвах — людях, заслуживших переход в нирвану, но сознательно оставшихся на земле, чтобы помочь всем людям найти путь к спасению. Это учение привело к укреплению роли монашества как посредников на пути к спасению, выделению духовенства, имеющего наследственный статус высшей социальной группы.

Достичь нирваны в махаяне можно без обязательного посвящения в монахи, достаточно выполнять первые пять предписаний «Панча шилы», но при этом обязательно нужно пользоваться духовной помощью бодхисатв как учителей и наставников. Само понятие нирваны здесь трактуется как понятие рая. Шкьямуни обожествлён и объявлен полным Буддой (абсолют, Бог творец, воплощение всеобщего Брахмана). Число Будд, как воплощений Брахмана, доведено до бесконечности. В махаяне особо почитается грядущий будда Майтрейя, считающийся мессией, приход которого будет знаменовать полную победу над страданиями в мире.

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Особенности древнескандинавской мифологии. Пантеон Северогерманских богов.
Есть некоторые люди, которые считают, что мифы - это всего лишь сказки которые можно читать детям, но они ошибаются. Современная наука многое нам дала, но есть некоторые проблемы, на которые она еще не может ответить и, тогда мы можем иск ...

Христологические споры (III - VI вселенские соборы)
Непримиримость александрийских иерархов и их склонность к крайностям проявилась не только на политическом поприще, но и в богословских взглядах. «Александрийцы» столько лет оспаривали арианское учение, доказывая божественность Христа, что ...