Материалы по религии » Религоведение » Буддизм: истории и современность

Буддизм: истории и современность
Страница 1

Буддизм зародился в Индии в середине i тыс. до н. э. Прежние индийские верования (брахманизм, племенные культы) не могли в полной мере удовлетворить потребности в утешении. Притягательность буддизма в стране со специфической кастовой структурой состояла в том, что он объявил жизнь и перевоплощение любого человека неизбежным несчастьем и таким образом уравнял всех людей. Принцип всеобщего равенства - характерная черта буддизма, роднящая его с другими мировыми религиями.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама — сын царя шакьев, родившийся на северо-востоке Индии (в буддийской литературе он называется Шакьямуни - мудрец из племени шакьев). Получив всестороннее светское образование, он беззаботно жил во дворце, но однажды увидел 4 знамения. Первые три (старик, больной, умерший) - показали ему неустойчивость сансары (круговорота бытия), а последнее (монах) - путь к освобождению. Покинув дворец и став аскетом, через 7 лет, в возрасте 35 лет, Шакьямуни достиг бодхи (просветления) и стал Буддой (просветленным).

40 лет Шакьямуни ходил по территории Индии, проповедуя свое учение и в возрасте 80 лет умер. Буддисты верят, что принц Гаутама - это одно из бесчисленных перерождений Будды (Бога), его последнее земное телесное воплощение, проповедовавшее дхарму (учение).

Основным источником буддийской религии является Трипитака («Три корзины закона»), составленная учениками Будды и записанная в 80 г. до н. э. на Цейлоне. Трипитака состоит из трех частей.

1. Винаяпитака («Корзина дисциплин») сборник правил поведения, обязательных для членов буддийской общины (сангхи);

2. Суттапитака («Корзина текстов») — содержит в полном виде учение Будды;

3. Абхидхама-питака («Корзина объяснений закона») описывает проблемы драхмы (учения), являясь, по сути, изложением философии буддизма.

Все эти тексты являются священными и записаны на языке пали.

Основы буддийского вероучения изложены Буддой Шакьямун в учении о «четырёх благородных истинах» и «благородном восьмиричном пути».

«Благородные истины»: 1

) жизнь в мире полна страданий;

2) причиной страданий являются желания человека (дурные страсти, жажда жизни, наслаждений и т.д.);

3) для прекращения страданий необходимо избавиться от желаний;

4) существует путь, ведущий к прекращению страданий.

Этот путь называется «благородным восьмиричным путем» спасения и представляет собой выработку восьми добродетелей у праведного буддиста.

1.«Правильное воззрение (вера)» — понимание четырёх истин;

2.«Правильное устремление (решимость)» — решимость действовать в соответствии с истинами;

3.«Правильная речь» - отказ от лжи, клеветы, грубых слов и т.д.;

4.«Правильное действие (дела)» - ненанесение вреда живым существам, отказ от воровства, стремление к добрым делам;

5.«Правильная жизнь (образ жизни)» - честное добывание средств к существованию;

6.«Правильное усилие» - постоянство в преодолении суетных мыслей, дурных влияний и т. д.;

7.«Правильное внимание (помыслы)» - постоянное сохранение в памяти мысли о том, что всё в природе приходящее, а жизнь наполнена скорбью, поэтому необходима отрешённость от всех мирских привязанностей;

8.«Правильное сосредоточение (созерцание)» - достижение внутреннего спокойствия, полной невозмутимости, что приводит к прекращению страдания.

Это последняя ступень на пути к спасению, нирване (стать архатом и буддой - просветленными) и тем самым спастись от оков безначальной сансары («колеса жизни» - циклов перерождения).

Этот восьмиричный путь называется «средним, срединным», поскольку избавляет от крайностей поведения и находится между двумя полярными по­зициями - традицией брахманизма и приверженцами учения материалистов.

Человек может добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (санг-ха), что означает верность Будде, его учению, общине, отказ от касты, семьи, приобщение к миру строгих правил и предписаний (253), пять из которых обязательны для мирян и десять - для духовенства и аскетов (кодекс «Панча-Шила»):

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Отношение Василия Великого к арианству и полуарианству
Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения с Ним, обсуждается в полемической книге "Против Евномия". Евномий был арианином, и в богословии его чувствуется сильное влияние греческой философии, которое он не ...

Вопрос о происхождении буддизма.
Происхождение буддизма покрыто мраком. Письменных источников непосредственно от эпохи его зарождения не сохранилось, возможно, что их и не было. Первые письменные памятники - надписи царя Ашоки (3 век до н. э.) относятся ко времени, когда ...