Католицизм

Католицизм (в пер. с греч. - всеобщий) - направление в христианстве, вероучение и церковная организация которого окончательно оформились после разделения в 1054 году христианства на западное и восточное. Предыстория раскола некогда единого христианства такова.

В 313 году император Римской империи Константин своим эдиктом сначала уравнял христианство как уже официальную религию с другими религия­ми, имевшими подобный статус, а в 324 году провозгласил его государственной религией на огромных пространствах всей многонациональной империи. Таким образом, в дальнейшем эволюция хри­стианства оказывается связанной с исторической судьбой Римской империи.

В 330 г. ее столица по распоряжению Константина переносится в колонию Рима на Востоке - Византию. Между историческим центром империи (Римом) и официальным, расположенном на некогда периферийных территориях (Константинополем) возникает своего рода напряжение, вызванное притязаниями на верховенство в имперском мире. В 395 г. в ре­зультате нараставшего противостояния единая Римская империя распадается на Западную и Восточную части, что обозначает, соответственно, и определенную децентрализацию христианства. Западная империя прекращает свое существование в 476 г., будучи окончательно разрушенной германскими племенами. Несмотря на это, Рим еще длительное время сохраняет статус духовного центра формально единого христианского мира. Восточная, известная как Византийская, будет упразднена только в 1453 г. после завоевания Константинополя турками - сельджуками (город переименован в Стамбул).

Разница в социально-политических условиях существования христианства в Западном мире и на Востоке предполагала различные акценты в интерпретации христианского вероучения и обусловливала церковные конфликты.

В VII — VIII вв. византийские императоры присваивают себе право возглавлять церковь и пытаются смещать не только восточных патриархов, но и главу западного христианства. После 7 Вселенского собора отношения между двумя центрами христианства еще более обострились вследствие дискуссии об исхождении Святого Духа только ли от Бога-Отца или же и от Бога-Сына (точка зрения западной христианской церкви). В результате в 60-е годы IX в. преданы Восточной церковью анафеме (отлучению от церкви, церковному проклятию) папа Николай I, а патриарх Фотий — западной. Таким образом, доктринальные теоретические разногласия вместе с комплексом социально-политических причин привели в 1054 г. к полному размежеванию и расколу христианства на две церкви. Западная стала име­новать себя католической (т. е. вселенской), восточная - ортодоксальной (т. е. православной).


Интересные материалы:

Выбор веры
Важной представляется и т.н. проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и хр ...

Упанишады. Общая характеристика текстов
Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов завершают ведийский корпус. Они создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических философских систем в древней Индии. Самые древние и автори ...