Основы буддийского мировоззрения
Страница 1

Уже в первые века истории буддизма появляются тексты, затрагивающие мировоззренческие вопросы, создается «буддийская философия». Толчком к развитию философской мысли стала необходимость ответа на вопрос: если жизнь — страдание, и прекращение страдания означает выход из бытия, то каким образом можно выйти из этого бытия. Так появилось учение о дхармах — неких единичных сущностях, устанавливающих то, что воспринимается как человек, как любое другое живое существо, как окружающий мир.

Уже в раннем буддизме дхармы классифицировались на «подверженные бытию» и на «не подверженные бытию». Эта классификация связана непосредственно с теорией спасения. Кроме того, дхармы могут быть «благоприятные» и «неблагоприятные», т. е. способствующие достижению спасения и элементы суеты, которые задерживают личность в круговороте бытия, тормозят процесс спасения.

Дхармы распределяются по пяти категориям, дающим в совокупности 100 различных разновидностей. В состав сознательного живого существа входят все эти разновидности. Дхармы непостоянны, мгновенны, соединяясь друг с другом, они порождают то движение состояний, которое называется жизнью. Таким образом, жизнь — это существование реального мира, появление и исчезновение комбинаций дхарм. Успокоение дхарм, т. е. не возникновение никаких новых комбинаций, объявлялось прекращением страданий и выходом из бытия, т. е. конечной целью процесса жизни, который считается мировым страданием. Чем совершеннее жизнь, тем она спокойнее. Угасание жизненной суеты навсегда — это конечный отдаленный безличный идеал, он противостоит безличной суете мирового процесса жизни.

С развитием буддийской философии понятие дхарма усложнилось и наполнилось новыми дополнительными смыслами и значениями, такими как «учение Будды», «сущее», «закон», «абсолютное, истинно-реальное», «объект, вещь». Теория дхарм является основой буддийской догматики. Она имеет чрезвычайно детально разработанную терминологию и дает возможность самым непосредственным образом описывать наблюдения над познавательными явлениями и религиозными переживаниями.

Исходя из теории дхарм, буддизм отрицает существование единой души, считая, что это лишь поток взаимосменяющих друг друга состояний. Единства нет ни в материальном, ни в духовном мире. Как материя состоит из атомов частиц, так и душа слагается, как куча из зерен, и состоит из отдельных душевных явлений, духовных элементов, или духовных атомов.

Буддизм включал множество разнообразных концепций, однако существовал определенный общий комплекс идей, которые принимались всеми направлениями буддизма.

Во-первых, это идея «серединного пути». Буддизм выступал против крайностей. Мысль о том, что следует избегать крайностей, была, по преданию, высказана Буддой в его первой проповеди. При этом отвергались как крайности мирского жизнелюбия, так и крайности аскетического умерщвления плоти. Если обращаться с нашей плотью слишком сурово – говорил Будда - она утомляется и ум наш бывает вялым; если обращаться с ней слишком мягко, то чувства наши становятся изнеженными и слабеет воля. Подобно тому, как сорняки приносят вред ниве, так и человеку вредна страсть.

Во-вторых, это «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь». «Четыре благородные истины» гласят:

1. Жизнь в мире полна страданий;

2. Существует причина этих страданий;

3. Можно прекратить страдания;

4.Существует путь, ведущий к прекращению страданий.

Первая «благородная истина» утверждает, что жизнь в мире полна страданий. Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние — все, что порождено привязанностью к земному - есть страдание. Страдание не просто является чем-то случайным, оно существует повсеместно; даже то, что кажется удовольствием, в действительности является источником страдания.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Имя АDОNAY
Имя ADONAY встречается в Ветхом Завете как самостоятельное имя Бога, так и в соединении с Яхве. Когда оно употребляется с Яхве, то обычно ставится первым (310 раз) и только 5 раз наоборот. В ранних исторических книгах (Быт. – 4 Цар.) обн ...

Земледельческие общинные культы
Земледельческие народы Африки большое значение придавали общинному культу аграрных божеств-покровителей и вообще культу местных общинных духов и богов. Это было отмечено одним из лучших исследователей Африки — Карлом Мейнгофом. Особенно р ...