Представления кельтов о душе
Страница 1

Особо следует отметить такую черту друидической доктрины, как вера в бессмертие и переселение душ, описанная в произведениях Цезаря, Страбона и многих других античных авторов. Своё существование душа, согласно верованиям кельтов, продолжает не в ином мире, а на этой же земле, переселившись в иное тело. Диодор Сицилийский считал, что учение это галльские друиды переняли у древнегреческого философа Пифагора: «У них распространено мнение Пифагора, по которому души людей бессмертны и в течение определённого количества лет опять живут, проникая в другие тела».

В отождествлении друидической веры в переселение душ — метемпсихоза — с пифагорейской доктриной Диодор был не одинок. Так, римский историк IV в. Аммиан Марцеллин ещё теснее связывал Пифагора с галльскими друидами, утверждая: «Среди них друиды, более возвышенные в своих концепциях, связанные товарищескими союзами, как устанавливает авторитет Пифагора, были облечены изысканиями относительно вещей таинственных и возвышенных и, презирая свойственное человеку, провозглашали души бессмертными». Да и античный автор Валерий Максим ещё в начале новой эры, в целом отзываясь довольно презрительно о верованиях галлов, также признавал их сходство с учением Пифагора: «Рассказывают, что они одалживают друг другу суммы, которые будут выплачены в другом мире, настолько они убеждены, что души людей бессмертны. Я бы назвал их безумными, если бы эти одетые в штаны варвары не верили в то же самое, во что верил грек Пифагор».

Но как могло учение Пифагора проникнуть в Галлию? На этот вопрос дали ответ уже сами античные авторы, сложив для этого целую легенду.

«Друиды у кельтов в высшей степени склоняются к пифагорейской философии, — писал александрийский историк Ипполит, — при том, что виновником такого образа мыслей у них явился Замолксис, раб Пифагора, фракиец по рождению, который после смерти Пифагора, придя туда, стал основателем у них такой философии». Намёк на это содержится и у «отца истории» — древнегреческого учёного Геродота.

Но в чём же сходство и в чём различие учения друидов о бессмертии души и пифагорейской доктрины о метемпсихозе? Сходство в главном — друиды верили в то, что душа не погибает вместе со смертью тела, а может пережить несколько последующих перерождений. Так по крайней мере следует из античных и отчасти средневековых ирландских свидетельств. Однако практически нигде применительно к кельтской традиции не говорится о том, что цепь последовательных существований была средством религиозного или этического очищения; нигде не упоминается о моральном воздаянии и об окончательном высвобождении души как о высшей цели её перерождений, что было чрезвычайно важно и для Пифагора, и для древних индийцев.

Обращает на себя внимание и другое. Вера в переселение душ не предполагает наличия развитых представлений о загробном мире, тогда как у кельтов они, безусловно, существовали. «Похороны у галлов сравнительно с их образом жизни великолепны и связаны с большими расходами. Всё, что, по их мнению, было мило покойнику при жизни, они бросают в огонь, даже и животных; и ещё незадолго до нашего времени по соблюдении всех похоронных обрядов сжигались вместе с покойником его рабы и клиенты, если он их действительно любил», — писал Юлий Цезарь о погребальном обряде у галлов. Диодор Сицилийский отмечал, что во время похорон родственников галлы имели обыкновение бросать в огонь таблички с надписями — письмами умершим ранее — и верили, что письма эти будут переданы и прочитаны. Таким образом, можно заключить, что друиды не перенимали и не проповедовали учения Пифагора во всём его объёме, а легенда о Замолксисе — лишь вымысел. Отмечаемая античными авторами вера в переселение душ не состояла в представлении о том, что жизнь души после физической смерти одного тела продолжается в другом теле (человека или животного). Друиды полагали скорее, что душа, пережив земное бытие, оказывается в другом, лучшем мире, где-то на дальних островах, в недрах холмов или на дне озера.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Старообрядчество
Возникает старообрядничество в середине XVII в. как совокупность религиозных организаций в результате раскола в русском православии. Основа раскола — отказ признания церковной реформы Патриарха Никона частью православных христиан. Суть р ...

Операционализация понятий
Для проверки первой гипотезы, нам необходимо разделить изучаемую совокупность на верующих и не верующих, а также узнать отношение к некоторым аспектам работы, половина из них должна быть характерна для современных западных взглядов на эту ...