Материалы по религии » Культура Ислама » Мечеть в культуре Ислама

Мечеть в культуре Ислама
Страница 1

Мечеть как символическое выражение мусульманской духовности, сочетая в своем одновременно аристократичном и простом облике идеи упорядоченности и гармонии в противовес беспорядку и хаосу, во все эпохи создает ощущение неповторимости культурной традиции, ее одновременно исторического и вневременного ритма. Мечеть – это, прежде всего сакральное место каждодневного общения с Богом, "место постоянного напоминания о вечном божественном Завете".

Первая мечеть (от араб. "масджид" – место поклонения) в мусульманском мире была построена в 622 г. в Медине - втором священном городе Ислама, где религиозная община Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), покинувшего вместе со своими сторонниками родной город Мекку, приняла более организованную форму и где сложились мусульманские вероучение и право.

«Истинно Ибрагим (Авраам) объявил Мекку священной и обратился к Аллаху с молитвой за нее, а я объявляю Медину священной, как объявил Ибрагим Мекку священной» (аль – Бухари и Муслим), - сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), приехав в Медину.

Первая мечеть была очень простой, она представляла открытую квадратную площадку, огороженную стеной, вдоль которой шла колоннада, крытая пальмовыми листьями. У западной стены был расположен вход, к ней примыкала площадь с колодцем.

Грандиозные мечети средневековья и нового времени возводят свою архитектурную традицию отнюдь не к этой скромной постройке. Оформление стиля мечетей связано,прежде всего с интенсивным городским строительством первых веков Ислама - расширяя границы своего государства, арабы включали в него земли с традициями греческой, римской и достигшей особенного совершенства при Сасанидах иранской культур. Зодчие халифата, осваивая и перерабатывая местные традиции, строили великолепные благоустроенные города в Сирии, Ираке, Иране, Египте, Тунисе, Марокко, Испании. Утонченный вкус и изящество, свойственные городской культуре раннего Ислама, признают все ученые-арабисты, справедливо отмечая ее более высокий уровень по сравнению с европейской.

Постепенно города застраивались библиотеками и медресе, дворцами, фонтанами, водопроводами, оборудованными рынками. Разнообразная, наполненная событиями жизнь мусульман, так или иначе вращалась вокруг мечети, являвшейся духовным центром любого города. Первоначально в каждом арабо-мусульманском городе была только одна мечеть, посещать которую пять раз в день из дальних концов города, становилось все труднее, и со временем появились малые, квартальные и сельские мечети. В позднем средневековье в больших городах появилось несколько соборных и сотни малых мечетей (в Дамаске - 241, в Кордове – 700). Арабоязычные географы Х в. отмечают, что соборные мечети возводятся и в некоторых больших селениях.

В Исламе основными считаются три мечети: аль–Харам ("Запретная") в Мекке, Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине, аль–Акса ("Удаленная") в Иерусалиме. Все остальные молитвенные дома Шариат делит на две категории – соборные пятничные и квартальные мечети.

«Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как-то спросили: «Какая мечеть была установлена на земле впервые? Посланник Аллаха ответил: "Мечеть аль- Харам (запретная)".

- А затем какая? Он ответил: "Мечеть аль-Акса"

- Какой промежуток времени между ними? Посланник Аллаха ответил: "Сорок лет, и где бы ни застал тебя час молитвы, это место для тебя - мечеть" (Муслим).

Строительство мечети как богоугодное дело щедро субсидировалось властями и частными пожертвованиями. Ведь как сказано в хадисе «когда кто-то строит мечеть, желая этим доставить удовольствие Богу, Бог строит для него подобную же в Раю».

Со временем появились разные архитектурные типы мечетей. Независимо от архитектурных особенностей, подчиненных четкой, точно разработанной системе, мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание, тишину и одиночество. Неслучайно другие мечети назывались "бейт Аллах" - "дом Аллаха".

С помощью минаретов (от араб. "cветиться") мечеть символически объединяется с окружающим миром, с простором неба, с городским пейзажем. С минарета верующие пять раз в день приглашаются на молитву с помощью особо произносимого призыва – азана, текст которого неизменен уже 1400 лет. Происхождение минарета, по-видимому, связано со сторожевыми или сигнальными башнями, маяками. Впервые минареты на мечетях появляются в Сирии при династии Омейядов. В мусульманских городах эти башни, то, исчезая из поля зрения, то приближаясь, играют роль главных ориентиров.

Страницы: 1 2 3


Интересные материалы:

Ранний династический (протодинастический) период (3110 – 2665 гг. до н.э.). Гор или Сет?
Начало цивилизации в Египте отмечено значительным событием – объединением страны в единую нацию, границы которой простирались от моря на севере до первого асуанского порога на юге. Известно очень мало о том, что предшествовало этому объед ...

Откровение или открытие
Главный вопрос состоит в том, кто же, Бог или человек, должен быть в центре нашего внимания. В религиозных исследованиях постоянно преобладает акцент на человеке, человеческой природе и опыте, таким образом, имеется тенденция к превращени ...