Материалы по религии » Культура Ислама » Мечеть в культуре Ислама

Мечеть в культуре Ислама
Страница 2

В разных этнокультурных традициях и в разное историческое время изменялись размеры минаретов, их пропорции, декор, композиция. Необычен силуэт минаретов Османской Турции – очень высокие, многогранные и многоярусные, они устремляются в небо, словно остро отточенные гигантские карандаши. Минареты обычно декорировались мозаикой из кирпичиков, позднее – фаянсовыми глазурованными плитками.

Внутреннее пространство мечети имеет свою строгую логику. В каждой мечети у задней стены находится михраб - ниша, всегда ориентированная в сторону Мекки. Она указывает верующим сторону, к которой надо обращаться лицом во время молитвы. В больших мечетях таких ниш несколько.

Иногда михраб выполняется в форме раковины с жемчугом внутри, символизируя "ухо сердца" (раковина) и "Божественное слово" (жемчуг). В храмовой практике Ислама неслучайно столь настойчиво воспроизводится образ жемчужной раковины. Черный камень Каабы по преданию – это райская жемчужина, почерневшая от прикосновения грешников в период язычества. Жемчужина символически воспринимается как основа всего сущего.

Такова пластическая трактовка первых михрабов: мусульманская община и каждый мусульманин – суть драгоценность, жемчужина.

Правее михраба обязательно располагается возвышение с лесенкой - минбар, откуда читается пятничная проповедь. Имам, ведущий молитву, поднимаясь вверх для проповеди, никогда не становится на верхнюю ступень минбара – она всегда остается свободной в знак признания авторитета Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Почти к самому полу на цепях свисали светильники – бронзовые, медные, стеклянные – они усиливали эмоциональное восприятие окружающего ритуального пространства; играющий различными оттенками свет, отражаясь от мозаичного купола, михрабов, оконных витражей, вписывался в общую эстетику мечети как самостоятельный компонент.

Отличительной и самой яркой особенностью внутреннего убранства мечетей является полное отсутствие меблировки и изображений Аллаха, ангелов, пророков (мир им). «Мне не было приказано украшать мечети», - говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

Мусульманские художники, считаясь с запретом на изображение всего живого, передавали идею бесконечности и неделимости Аллаха через узоры, основанные на растительных и геометрических мотивах, и арабески – каллиграфические надписи, которые, повторяясь бесконечно, создают единое декоративное поле.

Как пишет исследователь Ш. Шукуров, "они воспроизводят священные фразы, слова, Имена и Имя. Память мусульманина, будучи предельно конкретной, все же абстрагирована и внеисторична; не изобразительный символ, а визуализированная метафора соответствует его мышлению, метафорическое созерцание бесконечной во времени вязи орнамента укрепляет его сознание в ностальгическом предчувствии единения с Всевышним".

Известные исследователи мусульманской культуры сходятся во мнении, что орнамент – не просто декорация, а необходимый составляющий элемент бытия Ислама. Через графическое начертание сакральных слов и их произнесение мусульманин входит в диалог со священным преданием.

Следует сказать, что арабы–кочевники, жившие в пустыне, еще в доисламский период практиковали геометрические знаки как условные обозначения своих ориентиров - звезд, солнца, луны. С распространением Ислама древняя астрологическая символика переплелась с символикой религиозной. Поэтому орнамент в средневековом мусульманском обществе "читался" как открытая книга.

Наверху купола или минарета почти всегда можно увидеть символ Ислама – звезду, притаившуюся в "объятиях" полумесяца. Ученые–богословы трактуют пятиконечную звезду и полумесяц как напоминания верующим о пяти обязательных ритуалах исламской веры, о Боге–Творце и лунном календаре, по которому вычисляются исламские праздники и памятные дни. Интересно, что в Каире впервые украшать купола мечетей полумесяцем стали при черкесских мамлюках.

Цвета мечетей не были жестко регламентированы, хотя ярких цветов избегали.

У аль-Бухари приводится в этой связи хадис «Омар (да будет доволен им Алла), приказал, чтобы началось строительство мечети, и сказал: Смотри, не окрашивай ни в красный, ни в желтый цвета, дабы не отвлечь людей».

Главный купол и минареты могли быть зеленого, голубого, синего цветов. В культурах многих народов мира эти цвета наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. Психологи считают, что синий, например, связанный с мягким, легким и обдуманным устройством жизни, оказывает на людей сдерживающее воздействие, настраивает на задумчивость.

Страницы: 1 2 3


Интересные материалы:

Гай Светоний Транквилл
Гай Светоний Транквилл (ок. 70 – 140 г.) - римский историк. Автор труда "Жизнь двенадцати цезарей", в котором дает их жизнеописания (от Юлия Цезаря до Домициана). В биографии Нерона упоминает о христианах. Нерон, XVII …Христи ...

Общегерманские боги
Наиболее сложен и неясен Водан (Вуо-тан) южногерманских племен, соответствующий северогерманскому Одину. В нем есть элемент натурмифологического олицетворения: Водан — бог бури, вихря. С другой стороны, он же выступает как бог умерших, вл ...