Материалы по религии » Ислам » Основные направления в исламе

Основные направления в исламе
Страница 1

Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII в. возникли три направления ислама: хариджитизм, суннизм и шиизм. Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской властей.

Хариджиты (от араб, "хариджи" — вышедший, восставший) обрастали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман независимо от происхождения и цвета кожи.

В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины, халифом, может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хариджитов, главой религиозной общины, халифом, может быть любой последователь ислама, Избранный общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII в. хариджиты потеряли свое влияние. В настоящее время существует одна хариджитская община ибадиты (в Омане и в некоторых районах Африки).

Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других направлений в суннизме не возникали особые течения или секты. Только в новое время как специфическое религиозно-политическое течение появились ваххабиты. Разделение ислама на суннизм и шиизм промочило в результате политической борьбы за престол халифата. Сунизм, который опирается на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Последователи суннизма признавали законность власти первых четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) — двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной духовной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а после его смерти — его потомкам (так возникло учение об имамате). Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. двенадцатый по счету имам — Мухаммед бен аль-Хасан — таинственно исчез ("ал-Ка'им" — скрытый).

Шииты поклоняются этому имаму и верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, признают святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем шииты имеют собственные "священные писания" — ахбары, куда входят хадисы, связанные с именем Али. Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф, Кербела (Ирак) Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными духовными лицами у шиитов считаются крупные муллы (муджта-хиды). Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удостаиваются звания аятолла ("божественное знамение"), а высшим рангом в шиитской ветви ислама считается "великий аятолла" ("отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов широко распространен культ мучеников. Имеется праздник "ашура", который известен и как "шахсей-вахсей". По учению шиитских богословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусейн.

Ислам не создал церкви, он создал теократическое государство. В противовес другим религиям он стремился не к тому, чтобы освятить религиозным авторитетом и придать достоинство реально существующему обществу, но к тому, чтобы реализовать, воплотить в жизнь религиозное сообщество. Это означало слияние духовного и религиозного начал. В отличие от христианства ислам развивался в условиях религиозно-политической слитности, так что его предводителями и авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди — пророк, халифы, эмиры, представители власти на местах. Любой чиновник должен был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, т. е. считаться с ролью духовенства, с силой религии. Ислам стал мощным фактором формирования в сжатые сроки такого феномена, как "мусульманский мир".

Из небольшой группы семитских племен выросла этнокультурная общность на обширной территории Ближнего Востока с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстро развивавшаяся арабо-мусульманская культура в средние века на какое-то время стала во главе мировой цивилизации. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и на культурные центры христианской Европы.

Остановимся подробнее на суфизме. Термин "суфизм" происходит от слова "суф" — грубая одежда из верблюжьей шерсти. Вероятно, первые суфии испытали влияние христианских монахов Сирии и может быть, и аскетов Индии). Однако суфизм никого не копирует. Самое мощное духовное движение, одно из глубочайших в истории религии, и его главный стержень — в чувстве вечности, а не в том, что приносит и уносит время. Суфизм развил основы, заложенные уже в Коране, но не выявившиеся сразу после хиджры. Только в VIII в., относительно спокойном, могла привлечь всеобщее внимание не отмеченная никакими подвигами женщина, рабыня-танцовщица Рабийя, познавшая высокие экстатические состояния, очень близкие к первым откровениям пророка.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Герменевтика как основа богословия (вместо заключения).
1. Обзор курса с целью демонстрации герменевтического метода. 2. Герменевтика и библейское богословие. а) Определение библейского богословия. Библейское богословие – чтение отдельных книг Библии с целью (1) организации текстов автора п ...

Природа Святого Духа. Библейская позиция. Ветхий Завет
Намеки на три ипостасность Божества Если не набраться смелости и не сказать, что Ветхий Завет прямо говорит о троичности Божества, то нельзя отрицать то, что Ветхий Завет дает совершенно ясные намеки на это. И эти намеки можно увидеть ...