Материалы по религии » Значение имени Бога в Библии и его произношение » Прочие титулы, эпитеты и образные выраже­ния.

Прочие титулы, эпитеты и образные выраже­ния.
Страница 3

пер­воначально откликнулся на эпизод с покло­нением золотому тельцу заявлением, что израильтяне будут лишены Его присутст­вия на пути в Ханаан. Тогда Моисей стал умолять YHWH

идти вместе с ними или вовсе не выводить их в Ханаан.

Моисею дается обетование, что

YHWHбудет всегда с ним и сынами Израилевыми и Сам будет бороться за них. Однако Моисею в буквальном смысле Бог не открывает Своего Личного имени, как уже было сказано имя YHWH

это Божье обетование активного присутствия. Конечно, Моисей пережил величайшее Откровение Божие и он узнал о Боге нечто новое чего не знали праотцы Авраам, Исаак, Иаков (см. Быт.6,3), но сказать что Бог открыл Моисею Свое личное имя мы вряд ли можем. Да в ветхозаветной религии Израиля имя

YHWH

становится собственным именем Божиим.

Но это Откровение не было абсолютным, вечным и совершенным, ибо как утверждает Новый Завет ветхозаветная религия в ожидании будущего откровения была лишь детоводителем ко Христу, в Котором Божественное Откровение достигло совершенста (см. Ин.1,18; 14,9-14; Гал.3,23-26; Кол.1,15; 2,9).

Имя YHWH

, как мы уже сказали, было раскры­то Моисею в качестве нового откровения; новая вера ассоциировалась с именем YHWH

и, хотя сохранила преемственность с верой патриархов, отличалась от нее. Вера Моисея в YHWHотличалась от религии пат­риархов тем, что в религии Моисея акцент делался, среди прочего, на божественном вмешательстве в опасных ситуациях и на святости Бога, а это не было главными чер­тами в религии патриархов.

Богословские оттенки смысла, связанные с именем YHWH

разнообразны. По этимологии, и по по контексту, в ко­тором раскрывается это имя (см. Исх. 3,12,14; 6,2-8), оно означает «присутствие». Бог — с израильтянами, Он близок к Своему наро­ду, присутствует среди него. Это обетование присутствия усиливаются за счет того, что святилище во время странствий в пустыне называется «скиния» (буквально «оби­тель»), а также благодаря обетованному имени Емману-Эль(«с нами Бог», Ис.7,14; Мф.1,23).

YHWH

присутствует, Он доступен и близок ко всем, призывающим имя Его (см. Пс.144,18) ради спасения (см. Пс.106,13), проще­ния (см. Пс.24,11) и наставления (см. Пс.30,4). Яхве близок для обращений, но в качестве Бога Е

L

О

H

I

M

Он также, парадоксальным образом, непознаваем (трансцендентен).

Имя YHWH

определяет Его как участни­ка в борьбе человечества за существование. Благодаря событиям Исхода имя

YHWH

на­

всегда связано со спасением и освобождени­

ем (см. Исх. 15:1-13; 20:2-3).

Обетование спасе­

ния, данное в Исх. 6:6-8, обширно и вклю­

чает в себя близость с Богом и все благосло­

вения изобилия, однако решительно обо­

соблено в начале и в конце фразами «Я Гос­

подь». Имя

YHWH

имеет существенное

значение в пророчествах о спасении (см. Соф.

3,14-17) и в мольбах (см. Пс.85,1). За­ключенная в этом имени грань спасения

повторяется в пророчествах о воплощении:

родившийся Сын будет назван Иисусом (евр. Иехошуа или Иешуа, что значит «Яхве – спасение»), ибо

(подобно эху к имени

YHWH

) «Он спасет лю­

дей Своих от грехов их» (Мф.1,21). В имени

YHWH

раскрывается характер Бога как

спасителя людей.

С богословской точки зрения имя YHWH

созвучно с заветом, отчасти и потому, что в разъяснении имени в Исх.6,6-8 упомина­ется формула завета («Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», Лев.26,12). Имя YHWH

— это имя, к которому Израиль может предъявлять особые претензии. В за­вете ряд вопросов, таких как справедли­вость (см. Ис.61,8) и святость (см. Лев.19,2), обри­сован с чрезвычайной остротой.

Каково же взаимоотношение между Богом, Его именем, присутствием и славой. Наиболее важны в этом отношении стихи 12-23 из 33 главы книги Исход. Здесь одновременно описаны четыре разли­чных «проявления» Бога: Его присутствие, Его слава, Его имя и Его благоволение. В ответ на обещание Бога, что Израиль не будет лишен Его присутствия, Моисей про­сит показать ему Божью славу (см. Исх.33,14,18). Господь, однако, отклоняет эту просьбу и вместо нее предлагает: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя YHWH пред тобою: и кого помиловать, — помилую, кого пожалеть, — пожалею . лица Моего (присутствия) не можно тебе увидеть; потому что человек не может уви­деть Меня и остаться в живых» (Исх.33,19-20).

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Вишнуизм.
Древним прообразом индуистского Вишну было второстепенное солнечное божество вед, соратник Индры, прославившийся своими тремя шагами, которые охватили все мироздание. Переход к иной стадии в развитии мифологического образа Вишну наиболее ...

Дилемма религиозной институализации
Американский социолог 0'Ди отмечает противоречие, присущее религиозной институализации: институализация религии необходима для обеспечения ее стабильности и передачи последующим поколениям, но она приводит к утрате "творческой силы&q ...