Материалы по религии » Значение имени Бога в Библии и его произношение » Прочие титулы, эпитеты и образные выраже­ния.

Прочие титулы, эпитеты и образные выраже­ния.
Страница 3

пер­воначально откликнулся на эпизод с покло­нением золотому тельцу заявлением, что израильтяне будут лишены Его присутст­вия на пути в Ханаан. Тогда Моисей стал умолять YHWH

идти вместе с ними или вовсе не выводить их в Ханаан.

Моисею дается обетование, что

YHWHбудет всегда с ним и сынами Израилевыми и Сам будет бороться за них. Однако Моисею в буквальном смысле Бог не открывает Своего Личного имени, как уже было сказано имя YHWH

это Божье обетование активного присутствия. Конечно, Моисей пережил величайшее Откровение Божие и он узнал о Боге нечто новое чего не знали праотцы Авраам, Исаак, Иаков (см. Быт.6,3), но сказать что Бог открыл Моисею Свое личное имя мы вряд ли можем. Да в ветхозаветной религии Израиля имя

YHWH

становится собственным именем Божиим.

Но это Откровение не было абсолютным, вечным и совершенным, ибо как утверждает Новый Завет ветхозаветная религия в ожидании будущего откровения была лишь детоводителем ко Христу, в Котором Божественное Откровение достигло совершенста (см. Ин.1,18; 14,9-14; Гал.3,23-26; Кол.1,15; 2,9).

Имя YHWH

, как мы уже сказали, было раскры­то Моисею в качестве нового откровения; новая вера ассоциировалась с именем YHWH

и, хотя сохранила преемственность с верой патриархов, отличалась от нее. Вера Моисея в YHWHотличалась от религии пат­риархов тем, что в религии Моисея акцент делался, среди прочего, на божественном вмешательстве в опасных ситуациях и на святости Бога, а это не было главными чер­тами в религии патриархов.

Богословские оттенки смысла, связанные с именем YHWH

разнообразны. По этимологии, и по по контексту, в ко­тором раскрывается это имя (см. Исх. 3,12,14; 6,2-8), оно означает «присутствие». Бог — с израильтянами, Он близок к Своему наро­ду, присутствует среди него. Это обетование присутствия усиливаются за счет того, что святилище во время странствий в пустыне называется «скиния» (буквально «оби­тель»), а также благодаря обетованному имени Емману-Эль(«с нами Бог», Ис.7,14; Мф.1,23).

YHWH

присутствует, Он доступен и близок ко всем, призывающим имя Его (см. Пс.144,18) ради спасения (см. Пс.106,13), проще­ния (см. Пс.24,11) и наставления (см. Пс.30,4). Яхве близок для обращений, но в качестве Бога Е

L

О

H

I

M

Он также, парадоксальным образом, непознаваем (трансцендентен).

Имя YHWH

определяет Его как участни­ка в борьбе человечества за существование. Благодаря событиям Исхода имя

YHWH

на­

всегда связано со спасением и освобождени­

ем (см. Исх. 15:1-13; 20:2-3).

Обетование спасе­

ния, данное в Исх. 6:6-8, обширно и вклю­

чает в себя близость с Богом и все благосло­

вения изобилия, однако решительно обо­

соблено в начале и в конце фразами «Я Гос­

подь». Имя

YHWH

имеет существенное

значение в пророчествах о спасении (см. Соф.

3,14-17) и в мольбах (см. Пс.85,1). За­ключенная в этом имени грань спасения

повторяется в пророчествах о воплощении:

родившийся Сын будет назван Иисусом (евр. Иехошуа или Иешуа, что значит «Яхве – спасение»), ибо

(подобно эху к имени

YHWH

) «Он спасет лю­

дей Своих от грехов их» (Мф.1,21). В имени

YHWH

раскрывается характер Бога как

спасителя людей.

С богословской точки зрения имя YHWH

созвучно с заветом, отчасти и потому, что в разъяснении имени в Исх.6,6-8 упомина­ется формула завета («Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», Лев.26,12). Имя YHWH

— это имя, к которому Израиль может предъявлять особые претензии. В за­вете ряд вопросов, таких как справедли­вость (см. Ис.61,8) и святость (см. Лев.19,2), обри­сован с чрезвычайной остротой.

Каково же взаимоотношение между Богом, Его именем, присутствием и славой. Наиболее важны в этом отношении стихи 12-23 из 33 главы книги Исход. Здесь одновременно описаны четыре разли­чных «проявления» Бога: Его присутствие, Его слава, Его имя и Его благоволение. В ответ на обещание Бога, что Израиль не будет лишен Его присутствия, Моисей про­сит показать ему Божью славу (см. Исх.33,14,18). Господь, однако, отклоняет эту просьбу и вместо нее предлагает: «Я проведу пред тобою всю славу Мою, и провозглашу имя YHWH пред тобою: и кого помиловать, — помилую, кого пожалеть, — пожалею . лица Моего (присутствия) не можно тебе увидеть; потому что человек не может уви­деть Меня и остаться в живых» (Исх.33,19-20).

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Кельтские обряды и культы
Практически каждое сословие обширно практиковало большое количество всевозможных обрядов, причем эти обряды явно выходили за рамки чисто практических земледельческих или иных действий. Это скорее было нечто более общее, и, вероятно, кельт ...

Религия евреев (иудаизм)
Религия евреев – иудаизм – одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма сущест ...