Материалы по религии » Вселенские соборы в православной традиции » Исторический аспект семи Вселенских соборов

Исторический аспект семи Вселенских соборов
Страница 1

I Никейский собор

— прошёл в июне 325 в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства. Собор был созван императором Константином Великим по поводу спора между епископом Александром и пресвитером Арием. На Первом Вселенском Соборе присутствовало 318 епископов, а также пресвитеры и диаконы. император Константин, приурочивший заседания Собора к двадцатилетию своего пребывания на троне, председательствовал на собрании. Папа Сильвестр делегировал на собор двух пресвитеров. На собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, Воспорского царства, Скифии, Армении, Персии. Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (А.В. Карташёв считает, что они и не велись [3, с. 33-34]). О решениях, принятых на этом соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов. Собор осудил арианство, утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и предвечном рождении Сына. Также был составлен Символ Веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским, зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших епископских кафедр: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны). Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

I Константинопольский

собор

— созван в 381 году императором Феодосием I (379—395) в Константинополе. Утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Пресвятой Троицы — Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Символ веры в редакции, получившей название Никео-Константинопольской (Никео-Цареградской). Кроме того, установил статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима, второго по чести после Римского, вместо епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа» (правило 3-е). В результате образовалась так называемая пентархия — пятёрка главных епископских кафедр христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим.

На соборе присутствовало 150 православных епископов. Феодосий пригласил на собор также 36 македонианских епископов во главе со старейшим епископом Елевсием Кизикским, надеясь, что они согласятся в исповедании веры с православными. Но епископы Македонии и Египта прямо заявили, что не допускают и не допустят «единосущия» и покинули собор. Папу Римского Дамасия I (из империи Гратиана) император Феодосий об открытии собора даже не извещал. Папа принял символ веры, но не каноны, по крайней мере, канон о старшинстве Константинополя после Рима. Тем самым было положено начало церковно-правовой полемике, а фактически – великому разделению церковного Востока и Запада. (Рим принял старшинство Константинополя после Рима только во времена латинской империи Константинополя, созданной в XIII веке во время Четвертого крестового похода).

Второй Вселенский собор издал Послание, которое впоследствии было разделено на 7 правил; осудил и предал анафеме ереси (1-е правило собора): евномиан, аномеев, ариан, евдоксиан, полуариан или духоборцев (пневматомахов), савеллиан, маркеллиан, фотиниан, аполлинариан; ввёл запрещение епископам одних поместных церквей вмешиваться в дела других церквей.

Догматическая деятельность собора нашла свое выражение в составлении символа, известного в истории церкви под именем Никео-Цареградского (принят на основе утвержденного на Римском соборе исповедания веры, которое папа Дамасий I прислал епископу Антиохийскому Павлину. До восьмого члена, то есть до изложения учения о Святом Духе, символ Второго Вселенского собора представляет собою Никейский символ, измененный и дополненный собором для опровержения ересей, которые вызвали необходимость созыва Второго Вселенского собора. В учении о Боге Отце в Никейском символе собор после слова «Творца» ввел слова «неба и земли»

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Жреческое сословие Древней Руси как носители наиболее древней формы заговоров
Интересной промежуточной стадией между волхвами средневековья и ведунами, знахарями и сказителями XIX в. являются севернорусские скоморохи XVI-XVII вв., которых справедливо считают наследниками языческих волхвов. Этнография дает нам ценн ...

Время возникновения буддизма.
Один из самых неясных вопросов - вопрос о хронологии. Буддистские предания весьма по-разному определяют время жизни Будды: южные буддисты относят его примерно к 6 в. до н. э., северные дают разную хронологию, вплоть до фантастической цифр ...