Материалы по религии » Вселенские соборы в православной традиции » Исторический аспект семи Вселенских соборов

Исторический аспект семи Вселенских соборов
Страница 3

Халкидонский собор

— созван императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне (совр. Кадикой, район современного Стамбула) в 451, по поводу монофизитства. Заседания Халкидонского собора происходили в храме св. мученицы Евфимии. Собор был открыт 8 октября 451 и продолжался до 1 ноября; проведено семнадцать пленарных заседаний. Согласно эдикту императора, епископы собрались в Никею, но скоро вызваны были в Халкидон, поближе к столице, где император имел возможность присутствовать на соборных заседаниях, которыми руководили императорские чиновники: главнокомандующий Анатолий, префект претория Востока Палладий и префект Константинополя Татиан. Диоскор, патриарх Александрийский, продолжая дело своего предшественника Кирилла на Эфесском соборе 431 г. в борьбе с несторианством Антиохийской богословской школы, на Эфесском соборе 449 г. решил поставить окончательную точку в догматической борьбе с несторианством — в результате «излишне двойственная» несторианская природа Христа была заменена в решении собора «монолитной» монофизитской. Такая формулировка расходилась с Epistola dogmatica, отправленном к архиепископу Флавиану, главе Константинопольского патриархата и собору в 449 г папой Львом I Великим. Сам Лев I на соборе не присутствовал, однако прислал легатов, которые не отстояли его формулировки, и решения собора были утверждены императором Феодосием II. Смерть Феодосия, сестра которого, Пульхерия, носившая титул Августы, стала женой сенатора Маркиана и возвела его на трон, изменила обстановку: Пульхерия была сторонницей Льва I. Председателем собора был Анатолий Константинопольский. Число всех присутствовавших на соборе отцов, включая и уполномоченных лиц пресвитерского сана, замещавших того или другого епископа, можно полагать между 600—630. Папа Лев, желавший, чтобы собор созван был в Италии, прислал все-таки своих легатов на Халкидонский собор. Прежде всего, отцы собора занялись рассмотрением деяний т.н. «разбойничьего» собора 449 года в Эфесе, и судом над Диоскором. Обвинителем был Евсевий Дорилейский Собор осудил Диоскора и низложил его, кроме того был осуждён «разбойничий» собор и Евтихий. На Соборе изложено учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, снимающее крайности несторианства и монофизитства. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, участники определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств [3, с. 343]. Число подписавших решение было приблизительно на 150 человек меньше числа собравшихся на собор. Когда донесли Маркиану, что все сделано, он прибыл с Пульхерией на собор в 6-е заседание, произнес речь, в которой выразил радость, что все сделано по общему желанию и мирно. Собор оставил 30 правил. Главные их предметы — церковное управление и церковное благочиние. Важнейшее значение имело правило 28-е, устанавливавшее верховенство кафедры епископа Константинополя на Востоке После собора император издал строгие законы относительно монофизитов. Диоскор и Евтихий сосланы были в отдаленные провинции.

Второй Константинопольский собор

— созван в 553 году, в городе Константинополе, при императоре Юстиниане I. Отверг учения богословов Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского (т.н. «антиохийская школа»), близкие несторианству. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. На заседаниях присутствовало 165 епископов. Главный предмет споров – сочинения Феодора, Феодорита и Ивы, где ясно выражались несторианские позиции, и о которых на Халкидонском соборе ничего не было упомянуто. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать четвёртый Вселенский собор. учение Оригена о предсуществовании человеческих душ встретило осуждение и порицание со стороны богословов и святых отцов Церкви и было осуждено на соборе. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, так как отказались от своих мнений.

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Состояние проблемы взаимоотношений русской и православной церквей на современном этапе. Значение объединения церквей в 2007 г.
Русская Православная Церковь всегда придавала большое значение примирению и объединению всех ветвей Русского Православия, возникших в Западной Европе и США вследствие революции в России, гражданской войны и эмиграции. Решение о создании ...

Эпоха Реформации.
а) Мартин Лютер и Эразм Роттердамский. Несмотря на то, что еще до Лютера в католической церкви возникали движения, которые принято называть пред-реформационными – прежде всего стоит вспомнить Уиклиффа, который перевел Писание на английски ...