Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии
Несмотря на процесс дробления, который наблюдался в вятском старообрядчестве вплоть до конца XIX века, все же на территории Удмуртии сложились довольно крупные центры различных течений «старой веры», о которых знала вся губерния и которые были предметом постоянного внимания православного духовенства и полиции. Но прежде чем дать географию этих центров, необходимо сделать небольшое пояснение.
Дело в том, что старообрядчество, или «старая вера», - это лишь общее название тех различных религиозных течений в русском православии, которые не признавали церковной реформы Никона. Социальная пестрота сторонников «старой веры»» и их территориальная разобщенность способствовали тому, что старообрядчество никогда не представляло собой чего-либо единого ни в организационном, ни в идеологическом плане. Уже в конце XVII века оно распалось на два основных течения – поповщину и беглопоповщину. В начале XVIII века из-за споров не только по обрядности, но и по вопросам, которые имели социальную подоплеку, дифференциация старообрядцев продолжалась. С течением времени появилось большое число всевозможных толков и согласий, Так, в старообрядческой поповщине имелись беглопоповский толк, Австрийское согласие (Белокриницкая иеархия), Беловодская иеархия и так называемое единое. В беспоповщине появились даниловцы (поморцы), федосеевский толк, филипповский толк, страннический толк, (бегуны), спасовский толк и т.д.
В старообрядческой поповщине наиболее прочные позиции занимали сторонники Белокриницкой иеархии. Центрами на территории дореволюционной Удмуртии у них являлись приходы сел Курья и Валамаз Глазовского уезда, сел Сюмси, Муки-Какси и Зон Малмыжского уезда, приход села Светлянского Сарапульского уезда. В них насчитывалось 53 старообрядческих селения, в которых проживало 6549 человек. Кроме того, много старообрядцев Австрийского согласия проживало в Сарапуле, в Ижевском заводе всех и других местах. Например, в Ижевском заводе всех сторонников «старой веры» насчитывалось в 1884 году 588 человек и почти все они считались приверженцами Белокриницкой иеархии.
Местом сосредоточения беглопоповщины являлся Сарапульский уезд. Здесь в приходах сел Тоикино, Июльское, Кельчино и Колхозово насчитывалось 29 селений, в которых проживало 2130 староверов этого толка. Беглопоповцы проживали в самом Сарапуле, в приходах сел Нечкино, Кигбаево, но в каждом из этих приходов имелось не более сотни человек. В других уездах, из которых сложилась территория современной Удмуртии, беглопоповцев числилось немного.
Интересные материалы:
Иисус - Христос
Наименование «Христос» или «помазанник» (евр, mashiah; арам. meshiha; греч. christos), встречающееся в Новом Завете около трехсот пятидесяти раз, происходит от глаголов, основное значение которых «тереть (что-либо)», а более специфическое ...
Божества славян и языческой Руси. Высшая мифология
Особенностью языческой религии является многобожие, т. е. вера не в одного бога, а во многих божеств и мифологических существ, каждое из которых относится к тому или иному рангу внутри единой иерархической системы. Высший уровень составля ...