Материалы по религии » Византийский храм второй половины VII–XII веков » Архитектурные особенности храмов VII - XII веков

Архитектурные особенности храмов VII - XII веков
Страница 2

В IX веке начинается новый подъём в сакральном искусстве Византии; господствующим в церковной архитектуре типом здания становится, согласно некоторым авторам (например, А. В. Банк, А. С. Гущин), крестовокупольный. Конструкция представляет собой строение, увенчанное куполом на барабане, под которым было центральное подкупольное пространство. «К нему примыкали остальные части здания, образующие четыре ветви креста, перекрытые цилиндрическими сводами (иногда также куполами). Барабан купола и своды угловых помещений укрепляли четыре подкупольных столба» [7, 19]. Внешний вид такого храма напоминал пирамиду, поскольку высота строения понижалась от центра к углам.

Из наиболее ранних храмов такого типа в Константинополе выделяют Аттик-Джами (IX век) и церковь монастыря Липса (начало X в.). В провинциях такой тип храмовых зданий применялся и ранее. Одно из наиболее выдающихся зданий этого типа – церковь Неа в столице, сооружённая при Василии I, но не сохранившаяся. Другие постройки после захвата Константинополя турками были превращены в мечети и изменены в соответствии с новыми условиями, но их первичная архитектурная композиция поддаётся реконструкции и изучению. Кроме крестовокупольного типа в архитектуре IX – XI веков выделяют ещё два – перистильный – «маленькое здание, в котором перекрытый куполом небольшой центральный квадрат, с примыкающей к нему апсидой, отделен с трех сторон тройными аркадами на колоннах от более низкого внутреннего обхода, перекрытого крестовыми сводами, благодаря которым оказались возможными большие световые пролеты в трех подкупольных арках» [5], и здание на восьми подпорах, представленное церковью Луки в Фокиде в Греции XI века и восходящее к константинопольской церкви Сергия и Вакха.

Таким образом, в VII – XII веках в Византии складывается собственная школа храмового зодчества, усвоившая лучшие традиции римской архитектуры и модернизировавшая их. Постепенно происходит переход от базиликальной формы к центрической, в том числе – крестовокупольной, начавшийся с соединения купольного типа храма и базилики. Несмотря на упадок в сакральном искусстве в эпоху иконоборчества, сами принципы зодчества не пострадали и последовательно развивались вплоть до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году.

Страницы: 1 2 


Интересные материалы:

Идеи “Жития” протопопа Аввакума
1. Демократизм одушевлял его лит-рное тв-во и его проповедь. Его жизненный опыт - простому народу на Руси живется тяжело. “И без битья человек насилу дышит. А чуть что - палкой полбу: не ходи,мужик, умри на работе!” 2. Идея равенства - о ...

Мусульманское право, шариат.
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный ук ...