Архитектурные особенности храмов VII - XII вековСтраница 2
В IX веке начинается новый подъём в сакральном искусстве Византии; господствующим в церковной архитектуре типом здания становится, согласно некоторым авторам (например, А. В. Банк, А. С. Гущин), крестовокупольный. Конструкция представляет собой строение, увенчанное куполом на барабане, под которым было центральное подкупольное пространство. «К нему примыкали остальные части здания, образующие четыре ветви креста, перекрытые цилиндрическими сводами (иногда также куполами). Барабан купола и своды угловых помещений укрепляли четыре подкупольных столба» [7, 19]. Внешний вид такого храма напоминал пирамиду, поскольку высота строения понижалась от центра к углам.
Из наиболее ранних храмов такого типа в Константинополе выделяют Аттик-Джами (IX век) и церковь монастыря Липса (начало X в.). В провинциях такой тип храмовых зданий применялся и ранее. Одно из наиболее выдающихся зданий этого типа – церковь Неа в столице, сооружённая при Василии I, но не сохранившаяся. Другие постройки после захвата Константинополя турками были превращены в мечети и изменены в соответствии с новыми условиями, но их первичная архитектурная композиция поддаётся реконструкции и изучению. Кроме крестовокупольного типа в архитектуре IX – XI веков выделяют ещё два – перистильный – «маленькое здание, в котором перекрытый куполом небольшой центральный квадрат, с примыкающей к нему апсидой, отделен с трех сторон тройными аркадами на колоннах от более низкого внутреннего обхода, перекрытого крестовыми сводами, благодаря которым оказались возможными большие световые пролеты в трех подкупольных арках» [5], и здание на восьми подпорах, представленное церковью Луки в Фокиде в Греции XI века и восходящее к константинопольской церкви Сергия и Вакха.
Таким образом, в VII – XII веках в Византии складывается собственная школа храмового зодчества, усвоившая лучшие традиции римской архитектуры и модернизировавшая их. Постепенно происходит переход от базиликальной формы к центрической, в том числе – крестовокупольной, начавшийся с соединения купольного типа храма и базилики. Несмотря на упадок в сакральном искусстве в эпоху иконоборчества, сами принципы зодчества не пострадали и последовательно развивались вплоть до захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году.
Интересные материалы:
Православная идея и ее основные ценности
В России традиционные базовые ценности неизменно связаны с православием. И хотя оно не содержит в себе какого-то специального кодекса законов о труде или особых предписаний касательно того, как, сколько, где и за какую плату следует труди ...
Религия Древнего Египта
Сведения о религии Древнего Египта можно почерпнуть из «Текстов пирамид» — заупокойных царских ритуалов времен V и VI династий Древнего царства (26 - 23 вв. до н.э.), «Текстов саркофагов» (эпоха Среднего царства 21 - 18 вв. до н. э), «Кни ...