Материалы по религии » Византийский храм второй половины VII–XII веков » Архитектурные особенности храмов VII - XII веков

Архитектурные особенности храмов VII - XII веков
Страница 1

Период VII – XII веков охватывает разнообразные тенденции в византийском храмовом строительстве. VII век характеризуется расцветом зодчества и религиозного искусства при династии Ираклия, потом наступает полуторавековой кризис, связанный с эпохой иконоборчества, и наконец, после 867 года начинается период следующего расцвета, продолжавшийся до разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Особенности храмов этого периода обусловлены несколькими факторами.

Во-первых, ещё в V – VI веках в Константинополе складывается архитектурная школа, поддерживаемая государственной властью. Ведущие зодчие этой школы – Анфимий из Тралеса и Исидор из Милета – авторы Софии Константинопольской. Характерной особенностью храмов, построенных зодчими этой школы, является совмещение купольной и базиликальной архитектуры, то есть соединение главных стилей римского зодчества, принципы которого активно изучались и модернизировались. Этот синкретизм укладывается в формулу «купол Пантеона, водруженный на базилику» [2]. То есть, купол римского Пантеона был соединён с планом базилики типа базилики Максценция. Для перехода из прямоугольного плана базилики к куполу использовалась система полукуполов и т.н. тромпов, или парусов, позволявших перенести тяжесть купола со стен на специальные столбы [7, 14-15]. Впоследствии этот стиль распространяется и в провинциях, дополняясь местными особенностями.

Во-вторых, следует отметить, что становление храмового зодчества провинций, прежде всего – восточных, не было полностью зависимым от столичных тенденций. И купольный стиль здесь формируется скорее под влиянием римской, а не константинопольской традиции, а композиция храма часто лишь в общих чертах соответствует константинопольским идеалам. Возможно, именно из провинции распространяется тип здания с центрическим планом, и квадратные в плане постройки, увенчанные куполом, появившиеся в Сирии, Малой Азии и Закавказье уже в VI веке, а в Константинополе – только в конце IX (например, церкви Богоматери Диакониссы и свв. Петра и Марка) и не получившие в столице широкого распространения.

Характерной чертой византийского храмового зодчества было акцентирование внимания прежде всего на внутреннем убранстве храма, отсутствие богатых украшений и сюжетных композиций снаружи (характерные черты западноевропейской и славянской храмовой архитектуры). Это диктуется, с одной стороны, антропологическим измерением храма, повторяющего образ христианина, не выставляющего напоказ свои духовные богатства, а с другой стороны – в Византии не было необходимости дополнительно комментировать прихожанам священную историю в силу их образованности. Интересно, что и внутреннюю планировку храма, не позволявшую всем участникам богослужения видеть происходящие процессы, связывают с тем фактом, что не было такой необходимости, «главное богослужебное действие было символичным, созерцание его, давно всем известного и постоянно повторяющегося, переходило в присутствие на нем» [1]. Такое соотношение внутреннего и внешнего убранства византийских храмов привело к тому, что в периоды иконоборчества сам тип культовых сооружений не потерпел значительных изменений, которые задели, прежде всего, росписи, мозаики и иконы внутри храма. Примечательно, что относительно изображений внутри храма возникли столь резкие противоречия, что многие исследователи, например Титус Буркхардт, отмечают: «Византийский мир осознал всё значение сакрального искусства только в результате споров между иконоборцами и иконопочитателями и в значительной степени благодаря угрожающему приближению ислама» [3, 83-84]. Кризис в архитектуре периода иконоборчества связан, скорее, с общегосударственными проблемами, ослаблением власти и влияния церкви, но не с сугубо архитектурными вопросами.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Женские божества плодордия Лада и Леля (Лель)
Лада Лада – «славная богиня киевская, подобающая во всем Венере», – так отозвался о ней М. Попов. Лада – это киевская Красопани, богиня любви и красоты. Новобрачные приносили ей жертвы, чтобы она охраняла их супружеское счастье. Еще одни ...

Учение церкви о благодати. Обрядоверие в жизни прихожан
«Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3, 11-12) Церковь же ...