Материалы по религии » Сущность иудаизма » История возникновения религии еврейского народа

История возникновения религии еврейского народа
Страница 2

В 621 г. до н.э. иудейский царь Иосия провёл религиозную реформу, в её основе была положена Пятая книга Моисея – Второзаконие. Второзаконие строго регламентировало и правовую и обрядовую жизнь евреев, главным в этой книге было то, что подчеркивался строгий принцип почитания единого Бога Яхве.

Иосия приказал удалить из Иерусалимского храма предметы культа всех других богов, кроме Яхве, упразднить (разрушить) все места почитания на "высотах", перебить всех жрецов-служителей при "высотах"; официально восстановил древнееврейский праздник пасхи, давно не справлявшийся.

Зимой 587 – 586 гг. до н.э. начал осаду Иерусалима Вавилонский царь Навуходоносор, а через шесть месяцев в городской стене была пробита брешь, и Иерусалим был разграблен, сожжены главные здания, в том числе и Храм, большая часть населения была уведена в плен в Вавилон, ковчег Завета исчез. Эта трагедия еврейского народа до сих пор отмечается постом. В Вавилонском плену изгнанники сохранили национальное, языковое и религиозное единство.

В 538 г. до н.э. царь Персин Кир завоевал Вавилонию, и издал указ, согласно которому каждый, кто хочет, мог вернуться в Иерусалим, желающих было свыше сорока тысяч. Вернувшись после пятидесятилетнего "вавилонского плена", евреи теперь жили на маленьком участке земли вокруг Иерусалима. Эти евреи принадлежали к различным коленам – племенам, в изгнании они объединились вокруг колена йегуды, и со временем стали называться иудеями (евреями). В этот период был составлен договор, к которому приложили свои печати главы всех родов и сам губернатор Иерусалима. Это положило начало власти Закона над еврейским народом, Иудея управлялась советом старейшин – Великим собранием (Сангедрином). К концу V века до н.э. сложилась окончательная редакция Библии, тогда же был составлен Жреческий кодекс – одна из важнейших частей Пятикнижия. Еврейская религия (иудаизм), это религия была и осталась связанной целиком с земной жизнью, в ней развилось учение о богоизбранничестве. В послепленную эпоху идея богоизбранничества стала звучать ещё громче. Было проведено строгое отделение евреев (иудеев) от всех иноязычных и иноплеменных соседей (446 г. до н.э. в годы правления Неемии), были запрещены браки евреев с иноплеменниками, все не евреи рассматривались как нечистые язычники. В этот период появляются так называемые "книжники" (соферим), знатоки и толкователи "закона". Эти "книжники", отдаленные предшественники позднейших раввинов, они участвовали в редактировании священных книг.

После разрушения Иерусалима (133 г. до н.э.) у евреев не осталось традиционного культового центра. Сложились новые исторические условия, существенно повлиявшие на изменение религии. Центр религиозной жизни иудаизма был перенесен на синагоги (от греческого – сходка, собрание). Синагога представляла собой молитвенный дом, имела свою казну, занималась благотворительством. В синагогах читали священное писание, толковали его, молились, но не приносили жертв: (т.к. традиция еврейской религии – жертвы Богу Яхве можно приносить только в Иерусалимском храме).

В 103-76 гг. до н.э. Иудей стал править Александр Яннай. В период его правления – эпоха диаспоры, возникло ряд сект. В них отразились взгляды разных классов еврейского общества. В среде ортодоксального иерусалимского жречества образовалась секта саддукеев (от имени Садока, основателя жреческой династии). Они были тесно связаны с храмом, строго придерживались соблюдения религиозной традиции, обрядов, отрицали загробную жизнь. Вторая секта – фарисеи. Её поддерживали многие представители среднего и низшего классов. Фарисеи не деле были просто демагоги, старавшиеся подействовать на верующих показной набожностью, демонстративным соблюдением обрядовых предписаний, они признавали загробную жизнь.

В 50-х гг. до н.э. Иудеей стал править Ирод. Несмотря на всю жестокость правления Ирода страна интенсивно развивалась, при нём был полностью восстановлен Иерусалимский Храм. В новом облике он превзошел шедевр, созданный царем Шломо (Соломоном). В правление Ирода Иудея платила тяжелую дань, в Иерусалиме постоянно находились римские легионеры. Был полностью разрушен старый государственный строй, Сангедрин (Синедрион) был лишен всей исполнительной и совещательной власти и превратился в религиозный совет. Иерусалим был лишен звания столицы, административным центром стала Кесария. Еврейское и нееврейское население было недовольно положением Иудеи, которая была подчинена римскому императору. Прокураторы полностью пренебрегали еврейскими обычаями и религиозными идеалами. В Кесарии население находилось в состоянии войны. Понтию Пилату (наместнику римского императора) пришлось убрать щиты со знаками императорской власти, которые он установил в губернаторском дворце. Войны и международная работорговля способствовали переселению евреев в другие страны. Наиболее энергичным процесс рассеяния (галута) евреев был в III веке н.э. В 307 – 337 гг. с приходом к власти императора Константина, который сделал официальной религией Римской империи – христианство, иудаизм объявляется "нечестивой сектой". С этого времени и вплоть до второй половины XVIII века евреи подвергались гонениям. В 1481 году в Севилье был учрежден первый кастильский инквизиционный трибунал. Началось массовое уничтожение иудеев. За короткое время около тридцати тысяч человек было казнено. В Испании в 1492 году было изгнано из страны от 150 до 800 тысяч человек. В 1516 году Венецианской республике евреи начинают жить в строго отведенных для них кварталах "Гетто". Во второй половине XVIII века во многих странах перестали существовать гетто, евреи стали пользоваться большим влиянием в обществе. У евреев появилось значительно больше прав. Но такие изменения в положении евреев практически не коснулись Восточной Европы и России. В середине XVIII века у евреев Юго-Западной России, где особенно тяжелы были бесправие и нужда еврейского народа, зародилось хасидское движение. Основоположник хасидизма Израиль Бешт проповедовал, что раввинистская "ученость" и соблюдение правил не нужны; что надо стремиться к непосредственному общению с Богом, которое достигается во время молитвы. Согласно учению хасидов, общения с Богом может достигнуть не всякий человек, а лишь особые праведники – цадики. Между хасидами и раввинистами (миснагид) возникла резкая вражда, но вследствие она сгладилась и сейчас отношения между хасидами и раввинистами мирные. Однако большинство евреев придерживалось идей раввинов – талмудистов. В Талмуде разработаны до мельчайших деталей предписания и запреты, касающиеся всех сторон повседневной жизни верующего еврея. Раввин не духовное лицо, он просто частное лицо, пользующееся огромным авторитетом, как ученный, как знаток писания. Раввин может дать совет, как поступить в любом случае жизни, он руководит духовным судом – бет-дин, и каждый верующий еврей обязан в любом споре обращаться в этот суд. Вся жизнь верующего еврея подчинена религиозно-обрядовым предписаниям. Каждый шаг должен сопровождаться молитвой.

Страницы: 1 2 


Интересные материалы: