Принцип Добра и Зла

Персонификацией Добра и Зла у славян, особенно у северных вендов, были сыновья Рода (творца Вселенной, бога неба и дождя) – Бнлбог (он же Гилбог, Добребог) и Чернобог (или Лютобог, злебог). Они-то вместе с отцом о объединились в образе Триглава – славянской Тримурти: Род играл в ней роль Брахмы, Белбог – Вишну, Чернобог – Шивы.

Философское учение о раци и зирнитре

Потусторонний мир, густо заселённый воображением первобытного человека, сделался двойственным – как и мир реальный. Злу было противопоставлено добро, силе – разум, черному – белое, колдовству – дельный совет. Это был основополагающий принцип индийской философии, воспринятый, однако, не всеми народами. Аналогичная борьба света и тьмы, бога и дьявола прослеживается у иранцев, буддистов, египтян. Верховная троица индийских богов – Тримурти – дала толчок созданию божественных триад практически всеми мифотворцами.

Птица Дио навлекала всяческие беды (позднее она получила второе имя – Алконост, слившись с греческой птицей скорби Алкионой, Гамаюн подавал надежду, а Сирии приносил долгожданную радость. Со временем эта «птичья троица» воплотилась в подлинно философском учении о раци и зирнитре. Раци – это славянский (прежде всего вендский и польский) принцип добра и зла. Каждое из этих понятий имело своего бога, выступавшего то как советчик (раци), то как волшебник или колдовская сила (зирнитра). Такого, вероятно, больше не найти ни в одной языческой религии Европы. Зато эта идея присутствует во всех восточных культах.

Белбог – один из древнейших и, вероятно, общий для всей Индоевропы. В Месопотамии он утвердился под именем Дагана – весеннего бога грома и дождя. В Ирландии его почитали под именем Дагды («хороший, добрый бог»).Впоследствии он возвратился в славянские земли как Догода – бог западного, мягкого и ласкового ветра, приносящего весну. Позднее Догода превратился общеславянского бога весны, ясной погоды и безоблачного неба – Погоду. И когда славяне говорили: «Распогодилось» или «Сегодня стоит погода» – это означало, что погода именно хорошая, добрая. Изображения Белбога до нас не дошли, хотя в Киеве, где он также почитался как повелитель грома, ему был сооружён храм.

Что же касается его антипода Чернобога, то он олицетворял собой злое начало высшего ранга, его имя по сей день носит гора километрах в 50-ти восточнее Дрездена. Ему прислуживали боги низшего ранга, скорее даже не боги, а демоны (Черт, Чарт). К злым божествам венды относили также Хелу, явно родственную уже упоминавшеёся скандинавской богине Хель.


Интересные материалы:

Демифологизация
Процесс демифилогизации неполон. Основная идея демофилогизации состоит в отрицании историчности, то есть в утверждении, что события в действительности не происходили. Тем не менее остаются некоторые незначительные элементы истории и божес ...

Мифология
По мнению отечественного философа А. Ф. Лосева, миф — это отнюдь не только и не просто продукт прошлого развития общества. Как любая форма освоения мира, миф является «законным» элементом сознания в любую эпоху людей. Миф (как сказание о ...